Posted 20 мая 2014, 16:40

Published 20 мая 2014, 16:40

Modified 31 марта, 13:31

Updated 31 марта, 13:31

Невский коллапс

20 мая 2014, 16:40
Невский проспект уже летом следующего года на выходные будет становиться пешеходным. Однако не все разделяют радость по этому поводу. Эксперты считают, что нужно делать подобное в спальных районах, а не создавать пробки в центре.

По Невскому проспекту в летние выходные 2015 года больше не будут ездить машины. И это не шутки. Во всяком случае о том, что эксперимент по превращению главной улицы Северной столицы в пешеходную зону будет иметь место, сообщил председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов. На данный момент эта идея рассматривается в Смольном.

Планируется, что для прогулок в выходные дни будет свободен участок от Дворцовой площади до Аничкова моста. Но только на время эксперимента. После его завершения будет принято окончательное решение о том, стоит или нет делать на Невском, на котором, как известно, «все обман, все мечта, все не то, чем кажется», прогулочную зону, закрытую для автотранспорта.

Идея организовать на главной улице города пешеходный островок не нова. Около 30 лет назад с подобной инициативой выступала архитектурная мастерская Николащенко. Но эту идею забраковали транспортники, что вызвало неприятие в архитектурных кругах.

В последние месяцы тема вновь была поднята на щит. В адрес городской администрации начали поступать обращения с просьбой сделать Невский пешеходным. Во многом катализатором этих пожеланий стал прошлогодний летний ремонт проспекта. Тогда в течение нескольких уик-эндов петербуржцы имели возможность совершать променад по свежеуложенному асфальту главной магистрали.

У сопредседателя межрегиональной организации "Город и транспорт" Владимира Валдина двойственное отношение к инициативе Смольного и активистов. Он склонен сравнивать данный эксперимент с организацией праздничных массовок в центре города, которые приносят радость уловным 10 тыс. горожан, но при этом «ставят в известную позицию» еще 100 тыс. человек. Типичный пример - недавний велопробег, в ходе которого сотрудники дорожной полиции устроили «мешки» для автомобилистов. Последние при этом проклинали как раз популяризаторов двухколесного транспорта.

«Сама идея красивая. Ее предлагают хорошие и добрые люди, но идеалисты. Мне как транспортнику пешеходный Невский не нравится. Это чистой воды популизм. Город просто не приспособлен к тому, чтобы его главная магистраль закрывалась, пусть даже в выходные дни. Кроме того, у нас совершенно отвратительно работает система оповещения людей об оперативных изменениях трафика. ГАИ не справляется с этим даже в ручном режиме. Будут проблемы. Это, конечно, идеализм. Но жизнь в Петербурге не ограничивается Невским проспектом. Надо думать и о других местах», - говорит Валдин. Однако тут же добавляет, что пешеходные зоны Петербургу нужны. Идеальным местом для такого "островка для ходьбы" могла бы стать Садовая улица при параллельной реанимации на ней трамвайного движения.

«Променады» должны быть и в «спальных» районах. Во всяком случае об этом говорит комплексный подход к планированию больших городов. Другое дело, что в Петербурге он не применяется.

Депутат Законодательного собрания, популяризатор велосипедного движения Ольга Галкина, напротив, положительно относится к данной инициативе. Ведь, если автомобилисты будут заранее оповещены об эксперименте, пробок удастся избежать. А жители и гости города получат удовольствие.

«Нужно действительно посмотреть, а приживется ли данная инициатива в нашем городе. Я всегда выступала за то, чтобы город был для горожан. Должна существовать комфортная зона. Я, конечно, автомобилист, но центр должен быть доступен для всех», - уверена Галкина.

Председатель МОД "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов считает, что пешеходный Невский, пусть даже в выходные, неизбежно приведет к пробкам. Практика показывает, что и в особых случаях, например, когда на перекрытом проспекте в майские дни проводятся праздничные мероприятия, а часть горожан покидает город, в центре возникают многочисленные заторы. Какими окольными путями будет добираться до условной площади Восстания во время подобных экспериментов автомобилист с Васильевского острова, непонятно. Между тем полноценный объезд центра, которым должна стать платная трасса Западного скоростного диаметра, еще не построен.

Эксперт отмечает, что легко размышлять о пешеходном Невском и организации велодорожек во время майских жарких дней. Но надо понимать, что подобные времена для Петербурга являются редким исключением. Дождь, снег и град — традиционные спутники города на Неве. Получается, что ради нескольких дней в году можно отрезать от полноценного автомобильного движения весь город. Холодов не исключает того, что теоретически пешеходная зона могла бы быть организована на улице Рубинштейна. Но и в данном случае надо учитывать наличие важных для людей объектов, в частности, Малого драматического театра, многочисленных ресторанов. Эксперт считает, что лучше было бы рассмотреть вопрос организации пешеходных зон в спальных районах города.

В целом эксперимент по организации пешеходной зоны на Невском проспекте, скорее всего, ждет такой же итог, как и попытка реанимировать в Петербурге движение водного транспорта. Идея хорошая, но может обернуться классическим "хотели как лучше, а получилось как всегда". Впрочем, тот факт, что власти города на этот раз решили не отмахиваться от инициатив снизу, а заявили о готовности в бою проверить идею, не может не вызывать уважения. Но уже поговаривают, что от идеи пешеходного Невского потирают руки представители ЗСД. Количество пользователей трассы должно непременно увеличиться.

Подпишитесь