Posted 14 мая 2014, 16:12

Published 14 мая 2014, 16:12

Modified 31 марта, 13:36

Updated 31 марта, 13:36

Бои за Славянск и сланцевый газ

14 мая 2014, 16:12
События на Юго-Востоке Украины могут похоронить американские проекты по добыче в этой стране сланцевого газа. Это будет на руку России, но это вовсе не значит, что бузу в Донбассе заказал «Газпром».

Вчера члены координационного совета движения «Юго-Восток» приняли официальную резолюцию о защите суверенитета и организации государственного управления Донецкой и Луганской народных республик. В «Дорожной карте Независимости», которую они обнародовали, отдельным пунктом 3.9. значится «Запрет на добычу сланцевого газа».

Это было моментально замечено сторонниками версии, что Москва поддерживает ополченцев Донбасса ради срыва сланцевых проектов, которые угрожают разрушить монополию «Газпрома» на украинском газовом рынке. Подобные предположения, вроде бы, имеют под собой некоторые основания, но едва ли драматические события на Юго-Востоке связаны с желанием Москвы «побороть сланец».

1 апреля 2014 года возле села Веселое, Первомайского района Харьковской области – произведен первый гидроразрыв пласта (Фрекинг) и получены первые кубометры сланцевого газа. «На Украине, фактически, началась добыча сланцевого газа». – отрапортовали взвинченные «войной» на юго-востоке киевские СМИ. При этом ключевая информация - какой дебит у скважины - не сообщается.
Напомним, что компания Shell ведет в Харьковской области два отдельных проекта по поиску и добыче сланцевого газа. По первому проекту договор о совместной деятельности Shell и ДК "Укргаздобыча" был подписан еще в 2006 году. Он предусматривает поиск, разведку и добычу углеводородов на лицензионных участках общей площадью около 1,3 тысячи квадратных километров.

До 2011 года в рамках проекта были проведены сейсмические работы. В октябре 2012 года в Первомайском районе начала работу первая поисковая скважина. Начальный этап поисково-разведочных работ предусматривает бурение еще нескольких поисковых скважин. Инвестиционные обязательства компании Shell по этому проекту, как утверждают ее представители, могут достигнуть 200 миллионов долларов.

Второй проект Shell в Харьковской и Донецкой областях - это разведка и добыча газа на Юзовском участке, захватывающем Донецкую и Харьковскую области одновременно. Shell намерена вложить в геологическую разведку там полмиллиарда долларов.

В разработке на Украине находится также Олесский участок (Львовская и Ивано-Франковская области), где с ноября прошлого года работает компания Chevron. Там первая скважина будет заложена в июле. По предварительным прогнозам, ежегодная добыча газа на участке составит 8-10 миллиардов куб.

Ожидается, что промышленная добыча сланцевого газа на Украине начнется в 2018—2019 годах. По словам экс-премьера Николая Азарова, всего при выходе добычи на промышленную мощность Украина может добывать 20 млрд кубометров в год (у России она ежегодно покупает 25-35 млрд кубометров). Себестоимость добычи сланцевого газа на Украине, если его объемы подтвердятся, составит 100-130 долл за 1 тыс кубометров – это в четыре раза дешевле, чем нынешняя цена российского газа. И газа этого, по словам Азарова, Украине может хватить на 100-150 лет. Это считается одной из причин, по которым против добычи сланцевого газа на Украине с самого начала активно протестовали «купленные Газпромом» экологи.

Однако не все так просто. Во-первых, химикаты, которые закачиваются в скважину для гидроразрыва пласта, действительно ядовиты. Они не только могут отправить грунтовые воды, но и выходят в большом количестве на поверхность вместе с газом. Куда их утилизировать, никто не знает, этот вопрос не решен ни в одной стране. По этой причине Франция, Нидерланды, Люксембург, Чехия и Болгария отказались от разработки потенциально газоносных пластов. В целом по состоянию на 2013 год в мире только США, Канада, Мексика и Китай добывали сланцевый газ в промышленных количествах.

Во-вторых, по соглашению о разделе продукции (СРП), из предполагаемых 20 млрд кубов сланцевого газа в год 13 млрд (65%) отходят к Shell и Chevron в качестве компенсации затрат на разведку и добычу. Еще часть газа уходит инвесторам. Украине для распределение остается всего 5 млрд кубов. А дебит сланцевых скважин падает очень быстро, и рассчитывать воспользоваться ими «потом» невозможно. Таким образом, проблему зависимости от России эти проекты не решают.

В-третьих, Shell еще только начала разведку, и неизвестно, какими будут результаты. Представители компании на Украине неоднократно отмечали, что, возможно, в итоге ни заказчики, ни исполнители не получат вообще ничего. Основания для пессимизма есть: в Польше громко разрекламированные сланцевые проекты после бурения 52 скважин не принесли результата и были тихо свернуты.

Тем не менее, в Киеве разработка сланцевого газа всегда была увязана с желанием снизить энергетическую зависимость от России, поэтому критиков этого проекта подозревают в связях с «Газпромом». И в январе этого года связь вроде бы подтвердилась. Минприроды России выразило опасение, что добыча сланцевого газа на Украине повредит прилегающим российским территориям и загрязнит подземные воды. Зам министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин направил украинским властям письмо, содержащее анализ экологических рисков, и предложил провести двустороннюю рабочую встречу.

Киев, поглощенный Майданом, тогда не отреагировал. Теперь же всякая реакция со стороны Украины будет выглядеть запоздалой: по стечению обстоятельств, бои в Донецкой области идут сейчас на территории Юзовского участка. Там же находится и центр дестабилизации – город Славянск. Это в любом случае приостановит проекты Shell на Украине.

По данным эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, чью статью опубликовал недавно украинский Forbes, компания уже готовится к переговорам с органами местного самоуправления Донбасса. И, если ополченцев там не задавят, у Shell не будет иного выбора, кроме как залечь на дно или пересмотреть соглашения о разделе продукции в пользу ДНР. Мало того, вслед за Донецкой областью и Shell потребовать пересмотра СРП с Chevron могут на Западе Украины. В апреле депутаты Львовского областного совета уже анонсировали такое решение.

«Безусловно, в такой ситуации выигрывает Россия, оставаясь почти монопольным поставщиком газа в Украину», - резюмирует Корольчук.

Павел Кривошеев

Подпишитесь