Posted 18 апреля 2014, 11:33
Published 18 апреля 2014, 11:33
Modified 31 марта, 14:00
Updated 31 марта, 14:00
Кооперация российских и украинских военных заводов была выстроена еще в советское время, когда никто не думал, что они окажутся по разные стороны границы. Пока предприятия сохраняли связи, Россия не спешила замещать военный импорт, хотя политических гарантий сохранения сотрудничества и военной тайны Украина не давала никогда. Невероятное легкомыслие Москвы привело к тому, что в условиях острейшего конфликта с США, НАТО и Украиной мы оказались крайне уязвимы.
«Запад попросил нас свернуть поставки»
10 апреля на совещании в Кремле глава Минпромторга Денис Мантуров успокоил Владимира Путина: Украина выполняет контракты по перевооружению Российской армии. «Но есть большее опасение срыва поставок не со стороны производителей, а со стороны государственных украинских структур», - заметил при этом министр.
И как в воду глядел: первый вице-премьер Украины Виталий Ярема заявил о полном прекращении военного сотрудничества с Россией. По мнению киевского чиновника, Украина должна искать другие рынки для поставки своей продукции. О приостановке военно-технического сотрудничества с РФ сообщил также и.о. гендиректора «Укроборонпрома» Юрий Терещенко. По его словам, заявление Мантурова о продолжении поставок «не соответствуют действительности».
Мало того, на совещании с руководством Днепропетровской и Запорожской областей (там находятся главные поставщики военной продукции в Россию) вице-премьер Ярема сделал сенсационное по откровенности признание о причинах, побудивших Киев остановить поставки в РФ. «Наши партнеры из западных стран требуют остановки этого сотрудничества», – сказал он.
В чем и как мы сотрудничали
Говоря об экономических отношениях России с Украиной, надо признать неприятную истину: высокие технологии на Украине сохранили лучше, чем в России. И дело не только в том, что концентрация военных заводов на Украине выше. Просто украинскую экономику меньше затронуло «сырьевое проклятие». За 20 лет в РФ почти полностью забросили электронику и приборостроение: а зачем, если можно качать нефть и газ, покупая все мало-мальски сложное за границей? Украина себе такого позволить не могла.
В итоге сейчас в России Украина покупает в первую очередь газ, нефть и продукты ее перегонки (две трети импорта). В структуре же ее экспорта нам - 40% это продукция машиностроения. Некоторые его отрасли, производящие электродвигатели, ядерные реакторы, вагоны и локомотивы, некоторые виды автомобилей и запчастей, детали для самолетов, - полностью работают на российский рынок.
ОПК юго-востока Украины на 80% связан с Россией. Объем военных поставок оценивается примерно в $500 млн в год. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, на 70% это вертолетные двигатели запорожской компании «Мотор сич» ТВ3-117/ВК-2500. Ими оснащаются практически все российские боевые и транспортные вертолеты.
По словам представителя «Вертолетов России», в 2011 г. с «Мотор сич» был подписан контракт на $1 млрд на поставку двигателей до 2015 г. Также сообщалось о создании совместного украино-российского центра по разработке двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации. Его учредили российская Объединенная двигателестроительная корпорация (51%) и «Мотор Сич» (49%). Центр должен создать перспективный вертолетный двигатель (ПДВ), новые модификации авиационных двигателей Д-18Т серии 3 (для транспортных самолетов Ан-124-111 и Ан-124-100М), Д-436-148ФМ (для Ан-178, Ан-148Т), а также новый двигатель ПД-14 для самолета МС-21.
Кроме того, КБ «Южное» из Днепропетровска продолжает работы по техническому надзору и продлению сроков службы самых мощных российских стратегических ракет шахтного базирования РС-20 («Воевода» или «Сатана» по классификации НАТО). В РВСН эти ракеты составляют 70% всех межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и являются основой нашего ракетно-ядерного щита. Система управления этой ракетой была разработана также на Украине - на НПО «Электроприбор» в Харькове. Здесь прекращение сотрудничества для России наиболее болезненно.
Без участия Украины невозможен выпуск самолетов «Ан», держатель конструкторских разработок которых — украинское КБ «Антонов». Эти нетребовательные к качеству взлетной полосы и грузоподъемные самолеты рампового типа широко используются в российской транспортной и военно-транспортной авиации. Правда, КБ находится не на юго-востоке, а в Киеве, но его важность для России также велика, поскольку российское авиастроение за минувшие 20 лет было на ¾ разрушено. А уже есть, например, заказ от министерства обороны РФ на создание оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70.
Россия серьезно сотрудничает с машиностроительным заводом в Николаеве, который до сих пор производит турбины для российских военных кораблей. Кроме того, недавно радиотехнический завод в Хмельницком (центральная Украина) прекратил поставки комплектующих для российских станций радиоэлектронной борьбы.
Что мы собираемся делать?
После отказа Украины вступить в Таможенный союз Россия начала развертывать импортозамещение. Так, если в 2012 г. инвестиции во все машиностроительные отрасли России составили 250 млрд руб., то теперь, по расчетам журнала «Эксперт», только в оборонку до 2020 г будет инвестироваться до 300 млрд руб. ежегодно.
Также депутат заявил, что Россия готова пригласить на работу украинских конструкторов: «Конечно, мы будем им рады и им найдется место у нас».
Сможем ли мы возместить потери?
Военный эксперт Михаил Тимошенко подтвердил «Известиям», что России вряд ли удастся быстро заменить украинский оружейный импорт своими аналогами. Без Украины можно выпускать только 17% номенклатуры изделий военного назначения, цитируют «Ведомости» секретаря ЦК КПРФ Сергея Дорохина. Разрыв сотрудничества в этой области был бы катастрофичен для обеих стран, считает он: Украина потеряет основной рынок сбыта, России потребуется несколько лет и порядка $20 млрд на локализацию производства.
Полная замена украинских вертолетных двигателей на ВК-2500, производство которых подготовлено на заводе компании «Климов» под Петербургом, по данным Минобороны, обойдется дорого. Кроме того, у «Климова» не хватает мощностей: Украина поставляет в Россию 150 таких двигателей в год, а "Климов" делает всего 50. Сейчас петербургских двигателей ВК2500И хватает только на оснащение новых ударных вертолетов России - Ми-28 и Ка-52. Однако и в них используются украинские детали. Если поставки из Запорожья будут прекращены, их замещение займет у России не менее двух лет.
С «Южмашем», КБ «Южное» и обслуживанием «Сатаны» ситуация еще сложнее. Как говорил бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин, прекращение сотрудничества с Россией невыгодно для «Южного». При определенных затратах продлевать сроки службы "Сатаны" могут и российские предприятия. Но сколько это будет стоить, неизвестно.
Неясны и перспективы переноса производства и ремонта военно-транспортных самолетов Ан, которые делает киевское КБ «Антонов». Советник президента РФ Сергей Глазьев предупреждал, что в случае подписания Украиной соглашения с ЕС Россия будет пытаться удержать технологии и переносить производства на свою территорию. Однако как и куда - пока никто не знает..
Единственный выход – война?
Между тем, появились первые сообщения о намерении новых прозападных властей Украины уничтожить ту часть ее военно-промышленного потециала, которая не интересует Европу и США. Вскоре после победы Майдана в украинских СМИ промелькнули сообщения о возможной передаче площади КБ «Антонов» в украинской столице под коммерческую застройку. Напомним, что ранее все попытки КБ «Антонов» продвигать новые самолеты Ан-70 и Ан-148 на западных рынках потерпели неудачу. «Антонов» также проиграл тендер НАТО на поставку военно-транспортных самолетов для нужд альянса.
Готовность остановить заводы, на которых работают десятки тысяч человек (на одном только «Южмаше – 7 тыс. сотрудников) показывает, что Киев будет выполнять волю Запада невзирая ни на какие издержки. Велика вероятность, что в случае ликвидации сопротивления на Юго-Востоке Киев в рамках «перепрофилирования» экономически и физически разрушит военно-промышленные комплексы Харьковщины и Днепропетровска. То есть, сделает так, чтобы производство на них не подлежало восстановлению.
Между тем, именно судьба этих предприятий определит развитие отношений Украины и России, для которой разрыв данных связей чреват более тяжелыми последствиями, чем все санкции ЕС и США, заявил недавно «Ведомостям» Сергей Беспалов из РАНХиГС.
Поэтому не удивительно, что, по мнению военных экспертов, одним из главных аргументов в пользу решения о возможном вводе российских войск на юго-восток Украины, является как раз необходимость установления контроля над его военно-промышленным комплексом.
Виктор Ядуха