Posted 11 апреля 2014, 15:19

Published 11 апреля 2014, 15:19

Modified 31 марта, 14:07

Updated 31 марта, 14:07

Цены переходят в галоп

11 апреля 2014, 15:19
В ближайшее время россияне в полной мере ощутят на собственных кошельках последствия девальвации рубля и присоединения Крыма. Подорожание ряда товаров уже началось, а к лету и осенью ожидается еще два скачка.

В ближайшее время россияне в полной мере ощутят на собственных кошельках последствия девальвации рубля и присоединения Крыма. Цены уже начали преподносить неприятные сюрпризы, а к лету и осенью ожидается еще два скачка.

О грядущем значительном подорожании в России различных товаров на днях сообщили в своем отчете «О состоянии делового климата в розничной торговле в I квартале 2014 года» аналитики Высшей школы экономики. По их оценке, поставщики уже подняли цены на 10-25%, и скоро розничные сети переложат это бремя на плечи потребителей.

Эксперты, опрошенные «Росбалтом», также подтвердили неутешительный прогноз. Так, старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин ожидает, что рост потребительских цен начнется в течение 2-3 месяцев, и основной его причиной станет безальтернативность импорта для российского потребления. «Из-за девальвации рубля на 10% в начале года цены на такие товары точно вырастут, заменить их нечем», - заявил он.

Правительство уже пересмотрело прогноз инфляции с 4,8% до 6%, но эксперты полагают, что даже при относительно благоприятном сценарии этот показатель составит 8-9%. «Все будет зависеть от изменения стоимости валютной корзины, которая может вырасти дополнительно на 5-10% до конца года. Я считаю, что шестипроцентный прогноз по инфляции реалистичен, лишь если стоимость рубля до конца года останется неизменной. В противном случае инфляция будет на уровне 8-9%», - отметил он.

С тем, что России не удастся удержать цены на потребительские товары в плановых рамках, согласен и Михаил Крылов из United Traders. По его мнению, наиболее ощутимо из-за девальвации подорожали импортные автомобили с предзаказом. «Следующая волна подорожания затронет новые модели товаров длительного пользования, включая телевизоры и кондиционеры. А затем поднимется и стоимость продукции, собираемой в России», - ожидает Крылов.

Эксперты по-разному оценивают значимость различных причин для роста цен. Так, генеральный директор компании INDEVER Алексей Бурлицкий отметил, что девальвация является лишь одним из факторов, причем не самым важным. Главное — это замедление экономики (падает потребление во всех секторах) и политические риски. «Ситуация на Украине стала многими инвесторами восприниматься как нестабильная, что привело к росту спроса на валюту. Как следствие, рубль обесценивается, происходит деноминация договоров в валютном эквиваленте, а это влечет за собой появление необходимости продавать на большие суммы, чтобы находиться на той же самой точке окупаемости», - заявил он.

Правда, аналитик рейтингового агентства RusRating Александр Дейнеко полагает, что «крымский фактор» тоже не так уж значим. «Резкое падение рубля в марте в связи с ситуацией вокруг Крыма носило лишь кратковременный, шоковый характер. Но потом последовал рост в конце марта», - отметил он. По его оценке, рост цен наиболее заметен по молочным и мясным продуктам, доля импорта в объеме потребления которых составляет порядка 30%. Что касается говядины, молока и сухих сливок, то здесь импорт и вовсе превышает 60%.

С начала года сливочное масло уже подорожало на 4,77%, молоко – на 5,02%, сахар - на 10,14%, а картофель – на 26,52%.

Также отмечается рост цен на непродовольственную продукцию. Одежда (85% импорта), бытовая техника (80% импорта) и игрушки (70% импорта) с начала года подорожали в среднем на 10%. Автомобили - на 2,5-5%. «По всем вышеназванным отраслям Россия не может заместить импорт в полном объеме внутренним производством. А это значит, что дальнейшее ослабление рубля приведет к дальнейшему росту цен на данные категории товаров», - считает Дейнеко.

Исполнительный директор Esper Group Дарья Ядерная уверена, что одежда в скором времени подорожает на 30%, а по некоторым категориям - и на 40%. При этом существенного роста цен на бытовую технику она не ожидает. «Основной рост продаж будет достигаться за счет дальнейшего снижения маржинальности, а на фоне падающего спроса повышать цены игроки, скорее всего, не будут», - прогнозирует эксперт.

Кроме того, вырастет средняя стоимость услуг, поскольку этот сегмент очень зависим от валютной составляющей и политической обстановки. Кроме того, отмечает Дарья Ядерная, конкуренция во многих сферах российской экономики низкая, что позволяет полностью закладывать рост курса валют и ограничение внешнего предложения в тарифы. «При этом спрос на услуги в России в общем неэластичен по цене, в этом контексте потребители услуг вряд ли от них откажутся при повышении цен, равно как и не начнут пользоваться ими новые потребители при снижении этих цен. В отдельных случаях будет даже идти речь о "товаре Гиффена", когда при повышении цен на услуги пользоваться ими станут все больше потребителей. Это может касаться медицинских услуг, туристических услуг и страхования, особенно понятно это в контексте текущей ориентации на норму потребления, а не норму сбережения на этой фазе цикла», - отметила она.

А уже осенью эксперт прогнозирует новую волну повышения цен на товары. К лету сформировавшееся затоваривание на многих рынках будет ликвидировано, а нынешние, чрезмерно осторожные, заказы приведут к недообеспеченности по ряду позиций. В результате может возникнуть даже легкий дефицит, что даст производителям и ритейлерам рыночное основание для повышения цен. «Кроме того, сейчас валютная составляющая лишь частично учтена при повышении цен на товары, остальную долю берут на себя компании в ущерб своей маржинальности. К осени начнется новый сезон, а это значит, что появится новая возможность для поэтапной эскалации цен в целях компенсации потерянной маржи. Ощущение дефицита лишь даст им дополнительное обоснование для этого», - отметила она.

Владислав Кузьмичев

Подпишитесь