Минтруда совместно с МВД разработали законопроект «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия». Документ впервые вводит такие понятия как семейно-бытовое, экономическое, психологическое насилие, семейно-бытовой нарушитель. Также в нем впервые появляются меры, которые позволяют не только наказывать нарушителей, но и предотвращать домашнее насилие. В частности, речь идет о судебных и внесудебных предписаниях, запрещающих потенциальному нарушителю в течение определенного срока приближаться к «жертве», выходить с ней на связь, разыскивать, а также обязывают его (при необходимости) пройти лечение от алкоголизма и наркомании, участвовать в соответствующих психологических программах и при необходимости оплачивать аренду жилья «пострадавшей», если совместное проживание невозможно. Во многих регионах подобные меры уже действуют. Внести соответствующие коррективы планируется и в московское законодательство.
В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Ежегодно более 14 тыс. женщин погибает от рук мужей или других близких. Около 26 тыс. детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8 тыс. получают телесные повреждения и еще 2 тыс. детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения со стороны родителей, кончают жизнь самоубийством. Все эти цифры — официальная статистика МВД. По данным на декабрь 2008 года, на учете в милиции стояло 212,7 тыс. семейных дебоширов.
Число зарегистрированных преступлений, совершенных в семье растет: только за 2002 - 2006 годы общее количество «домашних» преступлений увеличилось в полтора раза. Однако единая система сбора информации о случаях насилия в семье в нашей стране отсутствует. Многие жертвы насилия просто не обращаются за помощью, поэтому страшно даже представить, сколько их на самом деле.
Выход из сложившейся ситуации постарались найти участники круглого стола в столичном парламенте. По словам депутата Мосгордумы Ирины Великановой, основная проблема заключается сегодня в том, что действующее законодательство позволяет адекватно реагировать на проблему только уголовным преследованием, то есть, когда преступление совершено, и исправлять ситуацию уже поздно. «Никаких мер административного воздействия, которые можно было бы применить по отношению к домашнему тирану на ранней стадии в нашем законодательстве нет. Даже за мелкое хулиганство не привлечешь, поскольку квартира не является общественным местом. При этом, как показывает международная практика, применение административно-правовых мер является эффективным средством профилактической деятельности и предупреждения преступлений», - подчеркнула депутат.
«Насколько я знаю, в настоящее время МВД разработан проект закона о внесении изменений в ст. 20.1 КоАП, согласно которому у суда появится возможность привлекать к административной ответственности за действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан не только в общественных местах, но и в жилых помещениях, в том числе за действия, совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов», - отметила Великанова. По ее словам, в Госдуму законопроект пока не внесен, однако к настоящему времени уже прошел общественные обсуждения на едином портале проектов нормативных актов.
«Кроме того, не раз ставился вопрос о необходимости принятия на федеральном уровне специального закона о профилактике домашнего насилия. Мировая практика доказала, что специальный закон более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательств», - подметила депутат.
Минтруда такой документ уже разработало, но в Госдуму он пока также не внесен. По словам директора национального центра по предотвращению насилия «Анна» Марины Писклаковой-Паркер, возглавлявшей рабочую группу по разработке законопроекта, он создавался в тесном сотрудничестве с МВД и был приведен в соответствие с законом «О полиции». «Документ был направлен во все заинтересованные ведомства, и до конца апреля мы надеемся получить обратную связь», - заметила она.
Как отметила Великанова, законопроектом впервые вводятся такие понятия как семейно-бытовое, психологическое, экономическое насилие, когда муж лишает супругу средств к существованию, разработан механизм межведомственного взаимодействия с целью предотвращения и профилактики домашнего насилия.
«Сейчас в российском законодательстве нет такой меры предотвращения насилия как охранный ордер или защитное предписание, однако эксперты убеждены, что в подобных ситуациях она наиболее эффективна», - подчеркнула депутат.
Обсуждаемым законопроектом судебные и внесудебные предписания вводятся. Последние, согласно документу, будут выноситься сотрудниками полиции, к которым поступило заявление (телефонный вызов) о факте семейно-бытового насилия, в том числе на месте совершения правонарушения. Согласно внесудебному предписанию правонарушителю будет запрещено применять насилие к пострадавшему, его родственникам и близким, разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с пострадавшим в контакты иными способами.
Что касается судебных предписаний, здесь суд, помимо вышеизложенного, получит право по заявлению пострадавшего или по собственной инициативе обязать нарушителя передать пострадавшему его личное имущество, документы, если они удерживаются нарушителем. Кроме того, семейного дебошира можно будет обязать содержать общих с пострадавшей детей, а также оплатить ее расходы на лечение, консультирование или пребывание в социальной гостинице, временном приюте, либо оплатить расходы по найму жилого помещения в разумном размере, если совместное проживание невозможно. Также нарушителя смогут обязать участвовать в специализированных консультационных психологических программах, пройти лечение от алкоголизма или наркомании.
По словам Великановой, в ряде государств на постсоветском пространстве уже действуют законы, которые содержат такую меру. В их числе Киргизия, Грузия, Молдавия, Казахстан, Азербайджан. «Если говорить об эффективности, то в Молдавии и Киргизии после принятия документа случаи внутрисемейного насилия сократились на треть. В Казахстане после принятия закона и создания в МВД специального подразделения, которое занимается только проблемами домашнего насилия, число обращений от пострадавших увеличилось в десятки раз», - подчеркнула депутат.
Есть и другие пробелы в законодательстве, которые не позволяют эффективно защищать права жертв домашнего насилия. «Уголовное законодательство в нашей стране направлено на наказание виновных и начинает действовать только после совершения насилия, в основном, физического и сексуального. Кроме того, возбуждение уголовного дела за побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью (наиболее распространенные формы домашнего насилия, предусмотренные ст. 116 и ст. 155 УК РФ) возможно только при наличии соответствующего заявления от жертвы, причем, возбуждение уголовного дела может быть прекращено в случае примирения сторон. Это главная причина того, что эти дела не получают хода. В этой связи обсуждается вопрос о целесообразности перенесения дел, связанных с побоями и умышленным причинением легкого вреда здоровью из категории дел частного обвинения в область частно-публичного или публичного обвинения. В этом случае невозможно будет прекратить дело за примирением сторон», - подчеркнула Великанова.
При этом, как заметила член рабочей группы по разработке законопроекта, адвокат Мари Давтян, проблема частного обвинения не только в том, что люди могут примириться. «Во-первых, сотрудник полиции не имеет права возбудить уголовное дело по ст. 115, 116. При разработке законопроекта мы параллельно подготовили проект закона о внесении изменений в различные законодательные акты. В том числе мы предложили дела о домашнем насилии в рамках вышеуказанных статей сделать публичными. Тогда у полиции возникнет обязанность возбуждать уголовное дело в такой ситуации. Более того, сегодня все потерпевшие сталкиваются с тем, что они вынуждены самостоятельно собирать доказательства. Эта проблема также решается путем перевода дел в публичную плоскость», - подчеркнула юрист.
При этом она обратила внимание, что теоретически в УК есть статья под названием «Истязание», что, по сути, и представляет собой домашнее насилие. «Но посмотрите, когда в последний раз заводились уголовные дела по данной статье? Ее нет даже в статистической отчетности МВД. Такие дела просто не возбуждаются», - подчеркнула Давтян.
С тем, что действующее законодательство в этой части нужно менять, согласился и представитель МВД, начальник третьего отдела Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних столичной полиции Сергей Дубов. По его словам, необходимость перевода таких дел в публичную сферу сегодня назрела.
В свою очередь депутат Мосгордумы отметила, что огромную пользу здесь могло бы принести создание профильных подразделений, которые специализировались бы именно на таких преступлениях. При этом, по словам Давтян, специалисты по этим делам должны пройти курсы переподготовки, что также предусмотрено законопроектом.
Великанова также обратила внимание, что в региональных законах об административных правонарушениях некоторых субъектов РФ уже предусматривается ответственность за правонарушения в семейно-бытовой сфере, в том числе за совершение семейно-бытового дебоширства или нарушение прав членов семьи. Такая практика существует на Алтае, в Башкирии, Мордовии, Архангельской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Мурманской, Нижегородский и Пензенской областях.
«Профильные комиссии Мосгордумы должны этот опыт изучить и рассмотреть вопрос об эффективности введения подобных нормативно-правовых норм и в московское законодательство», - полагает депутат.
Свои предложения высказали и представители общественных организаций. Так, по мнению основателя движения «Гражданский корпус волонтеров в чрезвычайных ситуациях» Алены Поповой, необходимо создать в Сети единую страницу со всеми рабочими контактами «горячих» линий, кризисных центров и постоянно эту базу актуализировать, чтобы женщина, столкнувшаяся с этой проблемой, ища информацию в интернете, сразу наткнулась на действующие телефоны.
«Кроме того, чтобы женщинам было куда пойти в такой ситуации, мы предлагаем подключить гостиничные сети, чтобы они выделяли какие-то льготные номера, которые могли быть дотированы правительством Москвы», - отметила Попова.
В свою очередь создатель соцсети «Гулагу.нет», руководитель рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания при Госдуме РФ Владимир Осечкин предложил создать волонтерское движение, которое действовало бы совместно или параллельно с полицией - своего рода группы быстрого реагирования. «Конечно, не надо приезжать и в ответ бить того, кто поднимает руку на женщину или на ребенка, но если два-три спортсмена зайдут в квартиру, они могут блокировать агрессора, дав возможность женщине спокойно собрать деньги, документы, вещи и покинуть помещение», - пояснил Осечкин, заметив при этом, что неплохо было бы для начала продумать, как это можно сделать, не нарушая закон. Также общественный деятель предложил открыть в Сети сайт «Доска позора», и размещать там информацию и фотографии домашних тиранов.
«К сожалению, на сегодняшний день сотни тысяч женщин находятся в исправительных колониях потому, что они вынужденно убили своего сожителя или мужа, обороняясь. Причем, это не какое-то отъявленное убийство, скажем, с целью завладеть квартирой. Как правило, это женщина, которая на протяжении нескольких лет периодически обращалась в полицию, заявляя о побоях, и когда это произошло в очередной раз, она просто схватилась за кухонный нож, чтобы защитить себя и ребенка. Доводя до этого, мы теряем мужчин, которых можно было вовремя остановить за руку, наказать рублем или принудительными работами, мы теряем женщин, потому что в местах лишения свободы им в десятки раз сложнее, чем мужчинам», - заключил он.
Результаты работы круглого стола будут направлены московскими депутатами федеральным коллегам с просьбой поторопиться с принятием упомянутых законопроектов.
Анна Семенец