Posted 2 апреля 2014, 12:43
Published 2 апреля 2014, 12:43
Modified 31 марта, 14:16
Updated 31 марта, 14:16
Как ранее сообщали СМИ, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов заявил, что разумно было бы со временем объединить Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Разделение их полномочий неестественно, добавил он. Что это действительно так, видно из истории с тарифами на электроэнергию в Москве.
17 марта 2014 года в Региональную энергетическую комиссию (РЭК) Москвы, которая уполномочена устанавливать тарифы, пришло письмо из ФСТ с требованием "до 01.04.2014г. привести постановление от 10.12.2013г. № 345-ээ в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем письменно сообщить в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России". В переводе с чиновничьего языка это означает: ФСТ требует пересчитать тарифы на электроэнергию в Москве в соответствии с методическими указаниями ФСТ от 2004 года.
Вообще-то методика - не закон. Но если пересчитать тарифы по методичке ФСТ, то получится вот что. Сегодня москвичи, пользующиеся двух-трехтарифными счетчиками, ночью платят 1,16 руб/кВт.ч. А в соответствии с методикой ФСТ должны платить 3,76 руб/кВт.ч - на 309% больше! Полупиковый тариф при этом должен вырасти с 3,58 руб/кВт.ч до 4,5 руб/кВт.ч - на 20%.
Помнится, эксперимент с социальной нормой потребления электроэнергии, прозванной "энергопайком", завершился из-за возмущения населения тем, что тарифы за сверхнормативное потребление вырастут на 30%. Интересно, на что рассчитывало ФСТ, требуя увеличения тарифа не на 30%, а на 300%?
Кроме того, когда в Москве внедрялись дифференцированные тарифы, многие жители купили многотарифные счетчики: при разнице между дневным и ночным тарифом в 4 раза, его стоимость окупалась за год. Для энергосистемы города, пережившей в 2004 году блэкаут, это тоже выгодно: ради экономии семьи стали откладывать такие энергоемкие процессы, как стирка или использование посудомойки на ночное время.
Теперь, если РЭК последует требованию ФСТ, траты на новые счетчики окажутся напрасными: домохозяйкам не будет нужды откладывать стирку на ночь и пиковая нагрузка на энергосистему города снова возрастет.
Но это еще не все! Следование "методичке" ФСТ приведет к тому, что платеж среднего домохозяйства увеличится на 600-700 рублей в месяц. Согласитесь, даже для московских доходов сумма значительная. А общая сумма переплат выльется в весомые 4 млрд рублей! Для сравнения - столько стоит построить в Москве 16 детских садов.
Однако главу ФСТ Сергея Новикова это, вероятно, не смущает. Даже на прошлогоднем совещании по тарифам ЖКХ, когда президент Владимир Путин возмутился их бурным ростом, он предложил использовать для нивелирования тарифных скачков средства региональных бюджетов. Учитывая, что столичный бюджет уже несет солидное бремя расходов на самую мощную в стране систему социальных гарантий и адресных субсидий, похоже, господин Новиков рассчитывает на то, что кому-то из получателей этой помощи не повезет. Возможно, мамам с детьми, которые не дождутся детских садов.
Но может, это только Москва не слушается ФСТ? Увы, анализ зональных тарифов по России показывает, что методических указаний ФСТ не придерживаются минимум в 58 регионах. При этом более чем в 30, по логике ФСТ, тарифы надо повысить.
Возникает вопрос: что же это за методика, если ее соблюдение большинство регионов считают самоубийственной? И почему ФСТ требует соблюдение своих ценных методических указаний весьма выборочно - в Москве, например, требует, а в Чечне - нет? Наконец, методика не исполняется с момента своего создания, то есть, ровно 10 лет. Неужели этого времени не хватило понять, что с расчетами ФСТ что-то не так?
Между тем, как отмечает ряд экспертов, в течение десяти лет методические указания ФСТ противоречили социально-экономическим реалиям, не способствовали увеличению устойчивости энергосистемы России, и даже шли вразрез политики президента и правительства. Складывается ощущение, что, вместо того, чтобы привести свои требования в соответствие со здравым смыслом, ФСТ с упорством, достойным лучшего применения, пытается заставить наиболее успешные регионы, такие, как Москва, пойти на разрушение существующего баланса интересов населения и энергосистемы.
В результате, эффективной методики расчета энерготарифов в России нет. А стало быть, просто невозможно определить, насколько обоснованы предложения энергомонополистов по росту тарифов. А может, именно этим и объясняется странное упорство ФСТ? Похоже, Шувалов прав: тарифообразование необходимо передать в антимонопольный орган.
Президент России Владимир Путин на том же совещании по тарифам ЖКХ сказал главе ФСТ: "Тариф должен быть экономически обоснованный, но социально справедливый. А от заявлений ФСТ до реальной жизни - пропасть". Но даже он вряд ли подозревал, насколько эта пропасть велика.
Дарья Истомина