Posted 31 марта 2014, 12:16

Published 31 марта 2014, 12:16

Modified 31 марта, 14:19

Updated 31 марта, 14:19

Свет сошелся клином на Киске

31 марта 2014, 12:16
Битва за Украину теперь развернется и в Словакии, где президентом неожиданно стал предприниматель Андрей Киска. Его страна может сыграть ключевую роль в обретении Киевом реально достижимой мечты об энергетической независимости.

Битва за Украину в ближайшее время развернется в Словакии. Это ключевая страна в схеме газотранспортных потоков как из России в ЕС, так и из Евросоюза на Украину - в обратном (реверсном) направлении. Избрание в Словакии нового президента ясности ситуации не добавило. Скорее всего, правительство в Братиславе будет пытаться уклониться от необходимости реконструировать газопровод и позволить германской компании RWE реэкспортировать российский газ на Украину - на случай, если Москва прекратит снабжать украинских неплательщиков «голубым топливом».

Андрей Киска выиграл выборы у лидера правящей партии СМЕР («Путь»), премьер-министра Роберта Фицо. Еще полгода назад никто не верил в такую возможность. Как рассказывал один из кандидатов в президенты Словакии автору этого текста, все были убеждены в том, что победа Фицо, если он будет баллотироваться на пост президента, неизбежна. Источники «Росбалта», близкие к российскому МИДу, в конце 2013 года также не сомневались в предстоящей победе на президентских выборах лидера правящей партии. Проблема была в том, что однопартийцы не горели желанием отпускать своего лидера и формировать без него новое правительство.

В итоге все вышло с точностью до наоборот. Роберту Фицо удалось с легкостью преодолеть сопротивление внутри партии СМЕР и выдвинуть свою кандидатуру. А вот победить уже в первом туре не удалось. Напротив, соцопросы пророчили премьер-министру в первом туре президентских выборов около 38% избирателей. Он получил только 28%, против 24% у бизнесмена и мецената Андрея Киски, выскочившего в качестве кандидата как чертик из табакерки - в самый последний момент перед стартом официальной предвыборной кампании.

В итоге «независимый политик», как называет себя сам предприниматель, обладающий весьма туманными политическими установками, объединил вокруг себя всех, кто не хотел президентства Фицо. Среди них, наверняка, были даже те, кого лидер СМЕР настолько устраивает в качестве премьера, что они не хотели бы его превращения в президента. Как говорят многие избиратели Фицо, он еще не вполне реализовался как глава правительства, чтобы уходить на почетный отдых в президентский дворец, где у него останется всего две возможности влиять на происходящее в стране: подписывать или не подписывать принятые парламентом законы и представлять Словакию на международных переговорах.

Большинство же электората Киски, судя по его результатам в словацкой столице Братиславе и ряде других крупных городов страны, составили умеренно либеральные избиратели, недовольные именно правлением социал-демократической, то есть «левой» партии СМЕР, а также граждане Словакии, разочаровавшиеся во всех действующих в стране партиях. Причем последних, пожалуй, среди избирателей Андрея Киски, могло быть большинство.

С точки зрения России, поражение Роберта Фицо может выглядеть даже как успех. Во главе правительства остается политик, который еще недавно осторожно высказывался против введения Евросоюзом санкций в связи с присоединением к России Крыма. Что же касается Киски, то он, хоть и заявлял о том, что Словакия должна проводить полностью единую с ЕС политику, в том числе оказать жесткое давление на Москву, не сможет всерьез, будучи президентом, влиять на внешнюю политику страны, а уж тем более - на ее экономику.

Однако Москву должны волновать не гипотетические санкции, а будущее гораздо более важного для «Газпрома» проекта модернизации словацкой газотранспортной системы. Это позволит начать стремящимся к этому немецким компаниям поставок «голубого топлива» на Украину на случай, если Россия за неуплату отключит украинцам газ.

Давление на Словакию по этому вопросу началось не сегодня. Он обсуждается уже несколько лет. И все это время от прямого ответа удавалось уходить как словацким властям, так и частным собственникам 49% словацкой газотранспортной системы (ранее это было французы и немцы, а сегодня это чешские инвесторы, в том числе крупнейшая бизнес-группа PPF, активно работающая и в России). При этом позиция частных инвесторов была важнее, потому что по условиям соглашения именно они управляют словацкой «трубой», то есть осуществляют руководство компанией Eustream.

Однако после присоединения Крыма к России и дестабилизации ситуации на Украине, давление на Братиславу многократно возросло. Представители чешской группы PPF, которые ранее уверяли, что для них словацкий бизнес — это всего лишь выгодная инвестиция, а не стратегический или тем более политический проект, уже осторожно высказались в том духе, что могут и продать свою долю в словацкой газотранспортной системе.

Видимо, если реверсный режим на Украину все же будет включен, в Праге опасаются ответных недружественных действий российских властей, а значит и появление проблем у такого серьезного бизнеса группы PPF в России, как, например, банк Home Credit или компания «ППФ страхование».

Если чехи уйдут из Словакии, то покупателями, скорее всего, станут немцы. Недаром главным спикером по теме словацкого реверса выступает немец, еврокомиссар Гюнтер Эттингер. И тогда единственным препятствием на пути включения реверса останется правительство Роберта Фицо. Если бы он выиграл президентские выборы, вопрос можно было бы уже считать решенным в пользу Украины. Сейчас же ситуация немного сложнее.

Фицо ранее заявлял, что его страна готова организовать реверс газа в интересах украинцев, но не готова платить за это. Сумма не так велика, хотя оценки звучат разные, от 30 до 300 млн евро для переоборудования трубопровода и строительство новой смычки. Так что речь, очевидно, идет об очередной отговорке, которыми словаки долгие годы кормили ЕС.

Но на этот раз этот номер у них, скорее всего, не пройдет. Придется или идти на прямой конфликт с Брюсселем и Берлином, или соглашаться на включение реверсного режима и начинать модернизацию трубопровода, на которую, по оценкам специалистов, потребуется около полугода.

Российский газ, который прошел через Украину и попал в Словакию (с этого момента считается, что он принадлежит европейским покупателям) можно будет сразу отправлять назад уже по другой цене. Такая схема позволит поставлять украинцам не менее 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. Вместе с реверсными поставками из Венгрии и Польши, а также с добычей газа на территории самой Украины это даст не менее 35 млрд кубометров в год. Прежние потребности украинской экономики это, разумеется, не закрывает, однако позволяет не отключать большую часть потребителей, как промышленных, так и индивидуальных (ведь в стране в сельской местности почти стопроцентная газификация жилья).

Что может сделать Россия в сложившейся ситуации неясно. Расчет на победу Фицо на президентских выборах, к счастью для «Газпрома», не оправдался. Но рано или поздно лидеру небольшой европейской страны, какие бы контакты его ни связывали с Москвой, придется все же уступить давлению Брюсселя и Берлина. По крайней мере, если словацким политикам не будет оказана Москвой серьезная поддержка, чего пока не наблюдается. В России просто до сих пор, кажется, не понимают, что ключи от украинского газового рынка лежат в Братиславе. И ЕС намерен ими воспользоваться, вне зависимости от того, кто победил на президентских выборах в Словакии.

Иван Преображенский

Подпишитесь