Posted 28 февраля 2014, 15:35
Published 28 февраля 2014, 15:35
Modified 31 марта, 14:48
Updated 31 марта, 14:48
Детальную картину того, что сейчас происходит на Украине и, в особенности, в Крыму, сейчас, наверное, не возьмется описать ни один аналитик. Однако отчетливо видны узловые моменты, опираясь на которые можно попробовать описать возможные сценарии развития событий.
Для начала напомним последние сводки с театра действий в Крыму. Утро 27 февраля. Несколько десятков неизвестных хорошо вооруженных военных захватывают в Симферополе парламент и правительство Автономной республики Крым.
С базы российского черноморского флота РФ в сторону столицы Крыма выдвигается колона БТР. Ночью 28 февраля вооруженными людьми в камуфляже захвачены аэропорты Симферополя и Севастополя. Больше 10 российских военных вертолетов пересекают границу Украины в районе Керчи и направляются в сторону севастопольского аэропорта «Бельбек».
Одновременно отряд российских военных блокирует севастопольский отряд украинской погранохраны. По сообщению агентства УНИАН, командир этого отряда капитан 1 ранга Александр Толмачев заявил, что блокада украинских пограничников предпринята с тем, чтобы никто не покидал часть.
Примерно в это же время в Балаклавской бухте меньше чем в километре от берега останавливается ракетный катер ЧФ РФ «Ивановец». Якобы, из-за поломки двигателя.
В Киеве новое руководство Украины в ответ делает лишь вялые заявления. Исполняющий обязанности президента и спикер Верховной рады Александр Турчинов, по сообщению УНИАН, сказал, что все это будет расценивается как «военная агрессия». Глава украинского МВД Арсен Аваков, слова которого приводит сайт censury.net, говорит, что произошло «вооруженное вторжение и оккупация в нарушение всех международных договоров и норм».
Чтобы понять, что происходит, предлагаю для наглядности перевернуть все наоборот. Представим себе, что парламент и правительство какой-нибудь российской автономии захватывает группа вооруженных людей. Сбрасывают российский флаг, устанавливают вместо него, например, украинский. Затем милостиво приглашают депутатов местного парламента, которые под дулами автоматов принимают постановление о необходимости проведения референдума о расширении прав этой российской автономии.
Одновременно военные формирования неопределенной принадлежности, но не скрывающие своей симпатии, скажем, к Украине, захватывают аэропорты и перекрывают въезды в республику, а ее границу пересекает десяток военных вертолетов соседней страны...
Пофантазируем, каким был бы ответ Российской Федерации на все эти чудеса. Наверное, президент РФ сделал бы пару ничего не значащих заявлений... Или все-таки начал бы военную операцию по деблокаде правительства автономии и очистке нашей земли от агрессоров? Почему-то мне кажется, что он выбрал бы второй вариант.
Временное правительство Украины выбирает первый, поскольку, как любое временное правительство, оно слабо. Да что оно могло бы сейчас предпринять? Украине, находящейся на пороге дефолта, сейчас совсем не хочется начинать войну. А войска РФ в Крыму де-факто есть. Все важнейшие центры автономии уже захвачены. Что делать? Попытаться отбить их военным путем? Нет ни сил, ни политической воли на это, потому что тогда уж точно — большая война, в которой нынешняя нестабильная Украина рискует остаться один на один с Россией.
Опыт войны в Южной Осетии тоже нельзя забывать. Причем этот опыт - позитивный для российского руководства. Пресловутое «мировое сообщество» в 2008 году побухтело-побухтело, да перестало. Санкции никто не ввел, и дипломатические отношения никто не разорвал.
Каков прогноз? Не думаю, что Крым 25 мая на своем референдуме провозгласит выход из состава Украины и выберет независимость ото всех. Вполне вероятен абхазско-осетинский вариант, когда республика будет некоторое время формально находиться в составе Украины, а фактически будет самостоятельным образованием с эксклюзивными экономическими и прочими отношениями с Россией. Это состояние может длиться годы, но в любом случае закончится так, как все закончилось в Южной Осетии.
Возможны и другие варианты развития событий. Например, радикальная часть отрядов украинских националистов, раздраженная ничтожеством нынешней украинской власти, по-своему возьмется за восстановление территориальной целостности страны. А это уже точно будет означать втягивание Украины в масштабную войну с Россией, с многотысячными, а возможно и многомиллионными жертвами с обеих сторон, с перспективой неизбежного международного вмешательства в эту бойню и, соответственно, с началом Третьей мировой...
Очевидно, что руководство России стоит сейчас на опаснейшей развилке. Ясно, что есть «ястребы», кровно заинтересованные в резком увеличении военных расходов. Есть политики, которые хотели бы попытаться отвлечь народ очередной «патриотической» войной от надвигающегося экономического кризиса и уже начавшегося ухудшения экономического положения россиян. Есть циничные умники, которые хотели бы за счет такой войны попытаться вывести экономику РФ из кризиса. И эта партия сегодня сильна, как никогда. Ее поддерживают у нас все - и центристы, и правые, и левые.
Госпропаганда в России заходится от патриотического угара, призывая «встать на защиту русских на Украине». Однако силовой сценарий в конечном итоге может закончиться очень плохо не только для тех, кто попытается развязать такую войну, но и для нынешнего российского государства в целом. Примеры русско-японской войны, вылившейся в революцию 1905 года и Первой мировой, которая привела к революциям 1917 года, видимо ничему не учат.
Александр Желенин