Posted 6 февраля 2014, 15:46

Published 6 февраля 2014, 15:46

Modified 31 марта, 15:08

Updated 31 марта, 15:08

"Отсутствие информации - убийственно"

6 февраля 2014, 15:46
О том, почему психологам в России трудно работать с ЛГБТ-подростками, и к чему может привести закрытие группы "Дети-404", рассуждает кандидат психологических наук Мария Сабунаева.

В отношении основательницы проекта «Дети-404» Лены Климовой по инициативе петербургского депутата Виталия Милонова возбудили административное дело о «пропаганде гомосексуализма». «Дети-404» - это группа в социальной сети, в которой ЛГБТ-подростки рассказывают свои истории. О том, к чему может привести закрытие сообщества, в интервью «Росбалту» рассуждает кандидат психологических наук Мария Сабунаева.

- Как психологическое сообщество классифицирует гомо-, би- и другие формы сексуальности, отличные от гетеро-?

- Определение гомосексуальности следующее: это эмоционально-чувственное и сексуально-эротическое влечение к представителям своего пола. Этого определения придерживаются и квалифицированные психологи. Можно заметить также, что это определение не содержит в себе никаких отсылок к патологии. Гетеросексуальная, бисексуальная, гомосексуальная ориентация являются разновидностями сексуальной ориентации, встречающимися с разной частотой. В центре работы психолога – категория сексуальной идентичности, психологи помогают бисексуальным и гомосексуальным клиентам принять себя и научиться поддерживать нормальное самоотношение в условиях давления извне.

- А какой позиции придерживаются психологи на практике?

- На практике все психологи имеют разную квалификацию. К сожалению, многие из них не имеют образования в области гендерной психологии – просто потому, что эти темы входят в программы не всех вузов. Поэтому невозможно предсказать, как поведет себя тот или иной психолог, если к нему обратится, например, клиент-гей. Теоретик и практик аффирмативной психотерапии Доминик Дейвис обращает внимание профессионалов на то, что чрезвычайно важно прорабатывать собственную гомофобию, прежде чем начинать консультировать гомосексуальных или бисексуальных клиентов. Цель психологической помощи – улучшение качества жизни клиента, а не привитие ему взглядов самого психолога.

- Можем ли мы говорить о существовании «гомопропаганды»? Часто говорят, что на подростка легко повлиять - принятые недавно в России законы потенциально направлены на ограничение этого влияния...

- Само слово звучит странно – напоминает какие-то советские неологизмы. Естественно, пропагандировать сексуальную ориентацию невозможно. Зато важно отметить, что именно для подростков обычно гораздо важнее именно эмоционально-чувственный компонент, а не непосредственно секс – а чувства и эмоции пропагандировать вообще не представляется возможным, это же не какие-то действия (вроде «мойте руки перед едой»)!

- Правда ли, что в подростковом возрасте человек может испытывать разные влечения, экспериментировать, но это не обязательно говорит о том, что в дальнейшем он будет выбирать отношения с людьми своего пола?

- Да, это так. Подростковая сексуальность находится в стадии становления. Но заметьте также, что человек может и без всяких экспериментов вырасти, вступить в гетеросексуальный брак, счастливо прожить в нем много лет, а потом вступить в однополые отношения и тоже быть в них счастливым. Такие случаи встречаются, и обычно они свидетельствуют об изначальной бисексуальности. Пути развития сексуальности отдельного человека очень трудно предсказуемы. И важно понимать, что это раскрытие индивидуальности, принимать его.

- Насколько сложно сейчас, будучи практикующим специалистом, говорить с детьми на такие темы?

- Это очень сложно по многим причинам. Во-первых, существующие у нас законы сформулированы настолько неясно, что в разговоре с ребенком специалисты вообще боятся обсуждать темы сексуальности. Таким образом, ребенок оказывается один на один со своими проблемами. Во-вторых, специалистов у нас не готовят надлежащим образом – даже просто курсы сексологии читаются не всем психологам. И у профессионалов в итоге нет инструментов, которые они могли бы применять на практике – например, методических пособий, книг для подростков, каких-либо просветительских материалов. А чтобы их создать, опять же, нужна достаточная квалификация.

- Откуда ребенок может получить информацию, которая позволит ему разобраться в себе?

- Я даже страшусь предположить, откуда ему придется получать эту информацию. Например, во дворе. В подворотне. От одноклассников в школе. Из некоторых странных передач по телевизору. Еще хорошо, если у подростка есть доступ к Интернету – но и тут поди найди еще качественный ресурс, а не порнографический сайт! На сегодня для детей в России нет ни одного источника адекватной информации о сексуальной ориентации.

- Насколько велик риск неблагоприятных последствий для тех детей, у которых нет доступа к этой информации и какой-либо поддержке?

- Этот риск огромен. Достаточно почитать те же истории в группе «Дети-404», чтобы понять, как катастрофична может быть жизнь таких детей и подростков. Угрозы, избиения, принудительное лечение, систематические издевательства – и зачастую это все со стороны родителей. Ну а если ты ребенок, и против тебя ополчились родители – опасность смертельная. И гомосексуальные подростки гибнут, прыгают из окон, с крыш... только никакой статистики в России по этому поводу не ведется – поэтому можно отрицать проблему. Но если почитать книгу академика Игоря Кона, то он особо отмечает повышенный риск суицида у гомосексуальных подростков. Как пишет академик, эти самоубийства часто называют «немотивированными», т.к. окружающие люди не видят глубины одиночества и отчаяния подростка, который боится рассказать о себе и оказаться отвергнутым, а видят уже только неожиданный для них результат – например, прыжок из окна.

- Как отличается ситуация в крупных городах — прежде всего, в Москве и Петербурге — и в регионах?

- Ситуация отличается прежде всего не в городах, а в семьях. Один из основных критериев благополучия подростков-ЛГБТ – принятие в семье. Если этого нет, то можно оказаться бесконечно одиноким даже в десятимиллионном мегаполисе. Однако, конечно, в небольших городах ситуация может усугубляться тем, что «всё на виду», и окружающие обсуждают детали жизни друг друга. Для подростка-гомосексуала это может быть убийственно. Недаром, выжив в подростковом возрасте, в юношеском ЛГБТ стараются выехать в крупные города, где уровень внимания к частной жизни в целом ниже. Кроме того, в крупных городах выше шанс найти квалифицированного специалиста – например, психолога, который сможет принять и поддержать ЛГБТ-клиента.

- К чему, на ваш взгляд, приведет закрытие группы «Дети-404»?

- К тому, что мы имели много лет до этого – полному одиночеству ЛГБТ-подростков и детей. К отсутствию возможности говорить о себе, получать поддержку, тепло и принятие. Я не понимаю, чем какому-то там депутату помешала эта группа – он против получения детьми поддержки и тепла? Если бы он потрудился заглянуть туда, то не увидел бы там не то что пропаганды чего-либо, а даже каких-либо бесед на тему секса – зато, возможно, наконец заметил бы, как убийственна гомофобная ненависть для тех, кто еще юн, чувствителен и не научился сопротивляться издевательствам.

Беседовала Анна Пруцкова

Подпишитесь