Posted 3 февраля 2014, 12:30
Published 3 февраля 2014, 12:30
Modified 31 марта, 15:12
Updated 31 марта, 15:12
Бывший куратор отдела искусства XX века Русского музея, а ныне консультант европейского аукционного дома Bukowskis была арестована в минувшее воскресенье Октябрьским районным судом Петербурга. Ее подозревают в мошенничестве при продаже поддельной картины художника Бориса Григорьева «В ресторане».
О том, что картина оказалась копией, стало известно в 2011 году благодаря экспертизам, проведенным независимо друг от друга специалистами Русского музея и московского Экспертного центра имени Грабаря.
По словам главы антикварного отдела ГУ МВД Петербурга Владислава Кириллова, пострадавший, известный коллекционер Андрей Васильев, сначала пытался решить проблему самостоятельно, без вмешательства силовых структур.
«Если бы фигуранты этого дела были честными людьми, то, понимая, что они ошиблись, они могли бы просто возместить потерпевшему ущерб. Но этого сделано не было, и дальнейшие действия Васильева вполне понятны и обоснованы», - подчеркнул Владислав Кириллов.
Впоследствии коллекционер, несмотря на наличие результатов экспертизы, несколько лет не мог добиться возбуждения уголовного дела в Петроградской прокуратуре. Районное подразделение полиции также отказалось заниматься расследованием, но Васильев дошел с жалобами до самого главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина.
«Огульно всю петербургскую полицию или силовиков тут винить не следует. По нашему мнению, состав мошенничества в этом деле был очевиден еще на стадии рассмотрения заявления пострадавшего. Однако следствие и прокуратура Петроградского района по непонятным причинам под разными предлогами длительное время не возбуждали данное уголовное дело", - рассказал «Росбалту» глава так называемого антикварного отдела ГУ МВД Петербурга Владислав Кириллов.
«Потерпевший Васильев был у меня на приеме, наш отдел осуществлял оперативное сопровождение этого дела. Я посоветовал потерпевшему решать проблему не только в уголовно-правовой, но и в гражданской плоскости, обратившись в суд. В итоге все-таки удалось добиться возбуждения уголовного дела СК по Петроградскому району, а затем было принято правильное решение о передаче этого дела в ГСУ по СПб, поскольку событие резонансное. Действительно, Васильев также ходил на прием к руководителю СК, это его право - добиваться расследования и наказания виновных», - объяснил офицер.
При этом, по оценке силовиков, уже собрано достаточно доказательств, чтобы обосновано предполагать о возможной причастности Елены Баснер к данному преступлению. Этот тезис подтвердил и суд, вынося решение об аресте подозреваемой. «Сам факт, что следователи дважды выходили в суд за такой санкцией, как арест на 48 часов и потом на 72 часа, и получили ее, несмотря на то, что подозреваемая очень известный человек, говорит о том, что доказательства виновности собраны убедительные», - комментируют наблюдатели в силовых структурах.
Сам потерпевший также винит Елену Баснер, указывая на поразительный факт - долгое время она была куратором отдела искусства XX века Государственного русского музея и даже выступала одним из составителей каталога коллекции профессора Бориса Окунева, в котором была описана та самая картина художника Григорьева.
Коллекция Окунева была завещана Русскому музею, но само учреждение категорически открестилось от попыток втянуть его в историю с реализацией подделок.
«В Русский музей работа Григорьева с названием «Парижское кафе» (внешне похожая на принадлежащую г-ну Васильеву картину «В ресторане»), поступила в 1984 году из коллекции Бориса Николаевича Окунева. Он, в свою очередь, приобрел ее в 1946 году в антикварном магазине. Что происходило с этой работой с 1913 года (год ее создания) до 1946 года (год приобретения Окуневым), кто и когда мог ее скопировать, и был ли вообще такой факт – это пока неведомо никому. Теоретически за это время ее могли скопировать много раз. Никто не знает также, не передавал ли Борис Николаевич Окунев оригинал из своей коллекции между 1946 и 1984 годом для каких-либо небольших выставок, не оставивших следа. Или, возможно (как было принято у старых коллекционеров), на некоторое время менялся с другими коллекционерами какими-то работами», - таков официальный ответ пресс-службы Русского музея на запрос «Росбалта».
Что касается намеков потерпевшего, что картину могли сознательно скопировать в музее, то на это следует очень резкая отповедь. «В чем же причина такого активного стремления г-на Васильева скомпрометировать Русский музей? Причину можно увидеть только в одном. В нарушение обычного порядка он сначала приобрел якобы подлинную картину Б.Григорьева, а лишь потом озаботился ее профессиональным исследованием. Как правило, НАСТОЯЩИЕ коллекционеры и антиквары поступают наоборот. Если же не проверили картину до покупки – пеняйте на себя! Музей к этим ошибкам собирателей не имеет никакого отношения. К сожалению, в последние годы участилась практика, когда продавцы антиквариата и художественных произведений, лишившись ожидаемой прибыли вследствие отрицательных выводов профессиональной музейной экспертизы, из мести или иных побуждений, отнюдь не имеющих отношения к искусству, стремятся очернить музеи, опускаясь до прямой клеветы», - возмущенно пишут сотрудники музея.
В Рунете скандал обсуждается очень широко, причем тысячи комментаторов иронизируют и откровенно насмехаются над петербургской интеллигенцией, одним из символов которой называют Елену Баснер, дочь знаменитого композитора Вениамина Баснера, автора песни «С чего начинается Родина».
«Меня в этой истории поражает другое — как за три года, протянувшихся с начала этого скандала, Баснер ни разу не объяснилась ни с публикой, ни с Васильевым, ни с родным музеем, в котором она проработала много лет? У нас что - можно вот так безнаказанно "кидать" людей на четверть миллиона долларов и при этом оставаться "деталью культурного ландшафта"? Господа интеллигенты, если вы обманываете кого-то, то хотя бы снизойдите до объяснений. А если вы не снисходите, то будьте готовы, что с вас спросят когда-нибудь. И этот спрос будет чрезвычайно болезненным», - вот типичная реакция на происшедшее. "Ох уж эти питерские интеллигенты - на самих клейма негде ставить, но лезут других учить жизни, приобщают, так сказать, к духовности", - пишут другие.
Бывший директор Российского института истории искусств Татьяна Клявина в беседе с «Росбалтом» удивилась подобным обобщениям и оценкам.
«Самым чудовищным выводом из этой истории является стремление обвинять всех, основываясь на этом скандале. Ошибки и преступления совершают представители всех сословий и социальных групп. Еще можно клеймить интеллигенцию за то, что ее представители носят шляпы и очки. Не нужно создавать трещины между людьми, такие обобщения опасны для общества», - заявила искусствовед.
Петербургский журналист Елена Вольгуст на своей странице в Facebook выразила мнение значительной части местной общественности, согласно которому арест - слишком серьезное наказание.
«О Лене Баснер. О том, как она проводит все эти ночи. И впервые в жизни чувственно ощущаю чудовищную верность этой самой пресловутой тезы "от сумы и тюрьмы". Человек, с которым я с ранней юности на "ты", в доме которого сколько-то раз бывала, человек, с которым на протяжении десятилетий милейшим образом общалась за общим столом у близких нам обеим друзей, профессионал высочайшего класса… в СИЗО. И еще на 72 часа продлили "кутузку". Это известие, на самом деле, опрокидывает. Как ни крути - мысли о чужих людях в аналогичной ситуации и мысли о хорошо знакомых - две большие разницы. Суть дела вне моих знаний. Четко лишь понимаю и настаиваю на том, что искусствоведа, эксперта мирового уровня не надо кидать в темницу. Он не опасен, блин! Подписка о невыезде, а дальше - валяйте, изучайте, предъявляйте», - написала Вольгуст в своем блоге, и получила там поддержку.
В Рунете уже начались сравнения ареста Баснер с мерой пресечения небезызвестной Евгении Васильевой, так называемой «амазонки Анатолия Сердюкова», обвиняемой в хищении миллиардов рублей, но находящейся под домашним арестом.
Ближайшее судебное заседание по делу Елены Баснер состоится в среду, 5 февраля, в Октябрьском суде на улице Почтамтской, 17.
Евгений Зубарев