Posted 30 января 2014, 15:30

Published 30 января 2014, 15:30

Modified 31 марта, 15:15

Updated 31 марта, 15:15

Места дожития

30 января 2014, 15:30
Количество хосписов в масштабах страны несоизмеримо мало, а их обеспечение идет по остаточному принципу. Государство не считает нужным тратиться на умирающих, которые уже не приносят пользы. Пациентам не хватает элементарных вещей.

Россия нуждается в расширении сети хосписов, а их обеспечение персоналом, медикаментами и всем остальным требует государственного внимания. Но пока чиновники относятся к этой отрасли медицины, мягко говоря, с прохладцей. Поэтому количество хосписов по стране несоизмеримо мало, а их обеспечение идет по остаточному принципу.

Положение дел в хосписе Калининграда стало предметом внимания общественности и региональных чиновников из-за острой публикации в блоге Елизаветы Глинки, известной в блогосфере как Доктор Лиза. Она рассказала, что хоспис расположен в здании старой немецкой больницы, и на каждого больного приходится всего по 4 квадратных метра. Вход в больнице один, а носилок не хватает, поэтому лежачих больных заносят в палаты с улицы на руках – в простынях или мягких носилках – прямо через очередь из ожидающих приема пациентов поликлиники. Лифты не предусмотрены, и установить их в здании старой немецкой больницы возможности нет.

«Денег в хоспис, похоже, не вкладывали или совсем, или очень экономно», – написала Доктор Лиза. По ее словам, обитателям хосписа зачастую не хватает самых элементарных вещей.

Публикация вызвала недовольство в калининградском правительстве, чиновники от медицины уже принялись оправдываться, и вероятно, займутся улучшением положения в хосписе.

Идея хосписного движения стала широко распространяться по всему миру с начала 1980-х годов. Первый хоспис в новейшей России был открыт в 1990 году. Однако с того времени отрасль паллиативной медицины оставалась в числе последних по вниманию государственных чиновников.

По разным оценкам, в России существует до сотни хосписов. Согласно же мировому опыту, один хоспис должен приходиться на 300-400 тысяч человек населения. По расчетам экспертов, стране не хватает более чем 500 таких учреждений. Потребность в них вызвана еще и тем, что ограничения на оборот наркотических средств в современной России запрещают врачам выписывать сильнодействующие обезболивающие средства пациентам, умирающим дома. Их оборот запрещен даже в больницах, и только в хосписах имеют право помочь умирающим избавиться от невыносимой боли.

Комментируя статью Елизаветы Глинки о ситуации в калининградском хосписе, одна из пользовательниц Интернета написала на своей странице в соцсети: «Страшная картина… А у нас в Новосибирске хосписа нет вообще». И действительно – в столице Сибири региональные власти только в прошлом году озаботились проблемой создания хосписа. Есть лишь частная служба под таким названием и «дом милосердия», не являющийся хосписом в полном смысле этого слова.

Весной прошлого года проблема ухода за смертельно больными обострилась и в столице ЮФО Ростове-на-Дону. Администрация города перестала финансировать хоспис, а чиновники регионального минздрава приняли решение разместить койки для тяжелобольных, нуждающихся в специализированном лечении и уходе, в других больницах.

Как ни страшно это прозвучит но, по мнению некоторых наблюдателей, государство не считает нужным тратить деньги на умирающих, которые уже не приносят никакой пользы обществу. Характерно, что подпрограмма «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» в распоряжении правительства РФ «Об утверждении госпрограммы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» не предусматривала финансирования. Таким образом, создание хосписов отдано на откуп региональным чиновникам. Если общественность привлечет внимание к этому вопросу – хосписы будут построены. Если же нет…

«Можно говорить о том, что финансирование хосписов происходит по остаточному принципу. Некоторые чиновники говорят открыто, что у нас для людей, которых еще можно спасти, не хватает финансирования, а здесь - люди, которые уже обречены. При этом признают, что одной из характеристик общества является отношение к таким людям, но – увы…», – рассказал корреспонденту «Росбалта» менеджер региональных программ фонда помощи хосписам «Вера» Алексей Курцин.

Специалист перечислил проблемы, которые стоят перед учреждениями паллиативной медицины: нехватка оборудования, отсутствие специального обучения персонала, текучка кадров, низкая зарплата медработников. Наконец, хосписы размещают в старых зданиях, не приспособленных для таких учреждений.

«Иногда под хосписы выделяют здания, которые даже не были отведены ранее для медицинских нужд. Часто это здания постройки пятидесятых-шестидесятых годов. Такого, как в Калининграде, чтобы смертельно больных проносили мимо пациентов поликлиники, я не припоминаю, но практически всюду нет лифтов. Родственникам и медперсоналу затруднительно выводить больных на прогулки со второго или третьего этажа. В тесных комнатах невозможно установить функциональные кровати, так как они занимают больше места. Если их поставить, то тогда придется сократить количество койко-мест. В одном хосписе на юге России в самую жару, под 40 градусов, персонал вынужден включать кондиционеры попеременно, а не во всех палатах – иначе выйдет из строя старая проводка», – навскидку перечислил проблемы Алексей Курцин.

Персонал в хосписах работает милосердный и добрый, но добросердечие не заменит нехватки самых элементарных вещей. Кроме того, у нас в стране по-прежнему нет обучения паллиативной медицине.

Похоже, обществу пора задуматься об этих проблемах. И не только о тех пациентах, что уже оказались в хосписах. Ведь и о собственной будущей старости нужно думать заранее…

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь