Posted 28 января 2014, 11:00
Published 28 января 2014, 11:00
Modified 31 марта, 15:17
Updated 31 марта, 15:17
Мещанский суд Москвы вынес приговор по делу в отношении бывшего высокопоставленного сотрудника КГБ СССР, одного из основателей партии "Родина" Валерия Вдовенко. Признанный виновным в создании экстремистской группировки "Северное братство", которая готовила в России государственный переворот, он получил два года и шесть месяцев колонии-поселения. Защита Вдовенко настаивала на его невиновности, утверждала, что дело велось с грубыми нарушениями.
Следственное управление ФСБ РФ закончило расследование по делу в отношении Валерия Вдовенко в июле 2013 года, тогда же материалы были переданы на утверждение в Генпрокуратуру, которая направила их для рассмотрения в Мещанский суд Москвы. Сторона обвинения и защитники подготовили к вызову большой список свидетелей, с которыми в разное время Вдовенко общался или занимался созданием партий. Среди потенциальных свидетелей значились, в частности, вице-премьер, экс-лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин, бывший заместитель начальника управления администрации президента РФ Владимир Хинчагашвили, лидеры националистических движений Александр Поткин и Дмитрий Демушкин, депутат Госдумы Андрей Жуков и т.д. Однако потом большинство из них решили в суд не приглашать. Из бывших чиновников на слушаниях выступил только экс-начальник Управления администрации президента Модест Колеров.
Со стороны прокуратуры основными свидетелями стали лидер «Северного братства» Антон Мухачев, идеолог группировки Петр Хомяков и ее бухгалтер Олег Трошкин. Все они сейчас отбывают разные сроки за экстремистскую деятельность и мошенничество. Примечательно, что Хомяков и Трошкин в свое время заключили сделки со следствием, в рамках которых дали показания на Вдовенко. На слушаниях в Мещанском суде осужденные повторили все то, что ранее говорили во время предварительного следствия.
Адвокат Вдовенко Абдула Гаджиев настаивал, что его доверитель являлся крупным специалистом по партийному строительству и националистическим движениям. Его, как профессионала в данной сфере, активно привлекала к созданию разный партий администрация президента. Также с Вдовенко консультировались представители различных движений. «А теперь всю эту его деятельность, пытаются выдать за причастность к экстремизму», - возмущался Гаджиев. Также он настаивал, что уголовное преследование Вдовенко незаконно, так как на него не было заведено отдельного уголовного дела. При этом адвокат ссылался на недавнее решение Верховного суда по расследованию о «крышевании» подмосковных казино, когда Служители Фемиды по жалобе Генпрокуратуры признали незаконным арест бывшего сотрудника МВД РФ Михаила Куликова, поскольку в отношении него не было возбуждено отдельного дела. «По данному вопросу уже есть преюдиция, и я не понимаю, почему при одних и тех же нарушениях Генпрокуратура занимает столь разные позиции», - заявил «Росбалту» Абдула Гаджиев.
После долгих споров по поводу законности расследования представитель прокуратуры попросил признать Вдовенко виновным по статье 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества) и приговорить к трем годам и десяти месяцам в колонии-поселении. Адвокат Вдовенко настаивал на его полном оправдании.
28 января суд назначил обвиняемому наказание в виде двух дет и шести месяцев в колонии-поселении. До вступления решения Мещанского суда в законную силу Водовенко будет оставаться под подпиской о невыезде. Абдула Гаджиев намерен обжаловать приговор. Не исключено, что вышестоящая инстанция, учитывая возраст и ряд тяжких заболеваний Вдовенко, заменит назначенный срок на условный.
По версии ФСБ РФ, Вдовенко, являясь сторонником организаций националистического толка, в 2007 года обсудил с профессором Петром Хомяковым, бизнесменом Антоном Мухачевым и Александром Мироновым идею создания организованной преступной группы для совершения преступлений экстремистской направленности. Так на свет появилось не зарегистрированное в государственных органах сообщество "Северное братство", лидерами которого стали Хомяков, Мухачев и Миронов. Как считают в ФСБ РФ, Вдовенко руководил деятельностью как данных лиц, так и всего сообщества в целом, находил для него финансирование.
"Целью "Северного братства" был объявлен приход к власти в Российской Федерации неконституционным путем в результате "бархатной революции", в дальнейшем – изменение конституционного строя и территориальной целостности страны путем создания на части ее территории государства под названием "Светлая Русь", — утверждают в ФСБ. Для этого организаторы "Северного братства" собирались устраивать "преступления экстремистской направленности, а именно — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждение ненависти либо вражды", в том числе по расовому признаку.
Также, по версии ФСБ, создатели "Северного братства", в том числе Вдовенко, нарушили требования части 2 статьи 29 Конституции РФ, согласно которой не допускается пропаганда, возбуждающая национальную, расовую или религиозную ненависть.
У Валерия Вдовенко очень интересная биография. Подробно о ней он сам рассказал на допросах. Из показаний следует, что его отец — Захар Вдовенко — был помощником заместителя председателя КГБ СССР, а мать — Вера Жаура – ответственным работником Главного политического управления полярной авиации Северного морского пути. Сам Валерий пошел по стопам отца. В 1978 году поступил на работу в оперативно-техническое управление КГБ. Затем служил в Первом главном управлении КГБ. В 1990 году по линии ЦК КПСС и КГБ был направлен в Российско-Американский университет ("РАУ-корпорация"), директором которого был Алексей Подберезкин, а его замом — Дмитрий Рогозин. Вдовенко был членом комиссии Главного государственного инспектора РФ по расследованию деятельности ГКЧП, работал в администрации президента и правительстве РФ, затем стал внештатным советником премьера Виктора Черномырдина и одновременно - членом правления информагентства "РИА-Новости". В 1997 году его направили в компанию "Аэрофлот" — по словам самого Вдовенко, для оказания помощи ее гендиректору Валерию Окулову. В авиакомпании он занимал должность вице-президента по связям с общественностью и госорганами.
Оттуда отставной сотрудник КГБ перешел на работу руководителем корпорации "МИКОР", созданной Юрием Скоковым. Одной из задач Вдовенко было оказание содействия "Партии российских регионов", создание которой, как уверяет сам Вдовенко, курировал замдиректора ФСБ РФ Владимир Шульц. А ее лидерами являлись Олег Кутафин (экс-председатель Комиссии по вопросам гражданства при президенте, скончался в 2008 году) и Юрий Скоков (бывший председатель Совета безопасности РФ). В 1999 году Вдовенко вошел в инициативную группу по созданию центра стратегических разработок при председателе правительства.
Как уверял на допросах Вдовенко, в 2003 году именно он подобрал на роль сопредседателей "Партии российских регионов" (ПРР) своего старого знакомого Дмитрия Рогозина и Сергея Глазьева. Затем ПРР была трансформирована в партию "Родина", а в 2005 году Вдовенко, по его словам, участвовал в отстранении Рогозина от руководства партией. В этот момент Вдовенко тесно сотрудничал с сотрудником управления по внутренней политике администрации президента Карпухиным. Также он участвовал в подготовке еще двух проектов – создании партии "Справедливая Россия" на базе партии "Жизни" и "запасного варианта"— партии "Гражданин России". Однако, по версии ФСБ РФ, в этот период он как раз начал проект по созданию "Северного братства".
На допросах на вопросы, касающиеся "Северного братства", Вдовенко отвечал крайне неохотно, свою связь с этой группировкой националистов отрицал. По его словам, к нему — как к старшему и опытному товарищу — за советом приходили Хомяков и Миронов, но сам он группировкой никогда не руководил.
Во многом уголовное дело строится на показаниях Петра Хомякова. По его словам, участвовавшие в создании "Родины" политики собирались в здании "МИКОР", чаще всего в кабинете Евгения Ермачкова (впоследствии стал членом президиума "Родины"). На одном из таких совещаний его участники решили, что сильной стороной организации стало бы получение неофициального контроля над большей частью контрсистемной оппозиции националистического толка. Для этих целей было решено "купить" "Славянский союз", разгромить "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ), а на их базе создать новую силу, к которой постепенно присоединять мелкие националистические группировки. Управление этим конгломератом предполагалось вести опосредованно, в интересах "Родины". Как уверяет Хомяков, после того, как партия вошла в полном составе в "Справедливую Россию", цели по "захвату" националистической оппозиции сохранились.
Возглавлял весь этот проект Валерий Вдовенко, который постоянно заявлял, будто согласовывает свои действия с представителями спецслужб России.
В результате было решено создать новую националистическую группировку, которая и стала бы основой для конгломерата. Была выработана ее концепция, а также придуманы несколько вариантов названия. Их передали Вдовенко. Тот, проконсультировавшись с кем-то, остановился на "Северном братстве".
Согласно показаниям Хомякова, постепенно группировка "Северное братство", получавшая хорошее финансирование, стала в националистической среде раскрученным брендом. Ее деятельность контролировал Вдовенко, который также решал и финансовые вопросы. Миронов и Мухачев курировали работу непосредственно с националистами, деятельность сайта и т.д. Они же создавали так называемые "автономные группы" — боевые подразделения "Северного братства" в Москве и регионах.
Однако постепенно проект по созданию в России массовой националистической группировки умеренного толка вышел из-под контроля его кураторов. Руководители были замечены в попытке наладить отношения с иностранными спецслужбами. Более того, "Северное братство" могло в любой момент превратиться в террористическую структуру с разветвленной региональной сетью. Поэтому в 2009 году оперативные сотрудники ФСБ РФ совместно с сотрудниками ГУ МВД по ЦФО провели операцию против лидеров "Северного братства".
Александр Шварев