Posted 15 января 2014, 04:53
Published 15 января 2014, 04:53
Modified 31 марта, 15:30
Updated 31 марта, 15:30
Массовое паломничество в Новодевичий монастырь Петербурга к артефактам под названием Дары волхвов, доставленным из Греции, стало испытанием для городской полиции, МЧС и волонтеров. Паломники, большую часть которых составляли женщины преклонного возраста, просили у бога и святых спасения от болезней.
Тысячи горожан 14 января встали возле входа в монастырь со стороны Киевской улицы. Самые нетерпеливые сделали это накануне ночью, а большая часть - с 6-7 часов утра вторника. Полиция, волонтеры и солдаты срочной службы перекрыли проход по четной стороне Московского проспекта, поэтому горожане, прибывшие на место со стороны станции метро «Московские ворота», были вынуждены перебегать на другую сторону проспекта, обходя перекрытый участок, чтобы добраться до начала столпотворения. Впрочем, значительная часть верующих пыталась обмануть своих же соратников, пролезая без очереди.
Люди обходили автобусы, установленные в качестве ограждения, и всеми правдами и неправдами пробивались в переулок, где уже несколько часов мерзли первые паломники. Волонтеров просто отодвигали в сторону, солдат-срочников уговаривали, и только полицейские, как правило, держали оборону до конца.
Но и у них не всегда выдерживали нервы – офицеры срывались на крик, взывая к совести верующих граждан. При этом у полицейских не было мегафонов, и мало кто в толпе слышал их команды и уговоры.
Камера репортера «Росбалта» стала маяком для множества желающих пожаловаться на организаторов. «Бесплатные туалеты – это хорошо, только их открыли очень поздно, в 8 утра, когда здесь уже огромная толпа собралась», - рассказал пенсионер Николай Иванович, пробившись ко мне из середины толпы.
«Кашу горячую обещали, с мясом, а где она? Вот только булочки раздали один раз, но они холодные», - сообщила женщина рядом.
«Из очереди не отойти ни к туалетам, ни к автобусам, назад не пускают. А ведь мы стоим уже десять часов на морозе. Честно говоря, организовано все плохо, могли бы лучше сделать. И ведь опыт же есть, привозили сюда пояс Богородицы», - жаловалась парикмахер Наталья, прибывшая в Петербург из Москвы специально для поклонения афонским реликвиям, потому что не успела сделать это в столице.
К моменту, когда в монастырь привезли серебряный ларец с золотыми артефактами, люди были очень раздражены. «Нас не пускают, держат тут на холоде в загородках, а сами проводят мимо нас каких-то посторонних людей за ворота. Целая "блатная" очередь получилась, а мы стоим, смотрим на них», - возмутилась пенсионерка Эмилия.
Справедливости ради стоит заметить, что тех, кого пенсионерка называла "блатными", волонтеры вели в обход очереди вполне официально – это были инвалиды и паломники с детьми. Кроме того, среди них оказались и аккредитованные на мероприятие репортеры – к счастью, в этот день никто и нигде не мешал журналистам работать.
При этом у центральных ворот монастыря я видел, как священники проводили за полицейские кордоны вполне здоровых мужчин – но это, как объясняли они, были монастырские служащие. Туда же направлялись отряды солдат-срочников, которые были необходимы для оцепления территории.
Все опрошенные мною верующие оказались единодушны в объяснении повода своего визита – они говорили о желании попросить об излечении от болезней себя и своих близких, при этом спектр болезней был неимоверно широк. На вопрос, почему же эти люди не просят об излечении врачей, многие заявляли, что верят врачам намного меньше, чем церкви.
Примерно в 17:10, на 40 минут позже объявленного срока, полицейские начали пускать в монастырь первых паломников, однако застоявшаяся толпа рванулась вперед так отчаянно, что сотрудники ОМОН тут же остановили движение. Оказалось, что вставшие прямо перед воротами две конкурирующие очереди - здоровых и инвалидов - мешают друг другу, создавая толкучку, поэтому полицейским пришлось заново переставлять ограждения.
Затем ворота снова открыли, и первая группа верующих буквально пробежала через три рамки, установленные при входе в монастырский двор. Металлодетекторы исправно срабатывали сиренами и красными сигналами почти на каждого паломника, но за все время, пока я снимал проход этой части очереди, никто из граждан не был досмотрен. Люди проходили с огромными сумками, где они держали запасы еды и питья, с зонтиками и даже со складными стульями.
Было совершенно очевидно, что досмотр такой толпы на такой скорости провести просто невозможно, полицейские и волонтеры едва успевали оказывать помощь пожилым бабушкам, иногда спотыкавшимся об ограждения или рамки.
Дальше паломников на территории обители по пути к храму ждало еще два промежуточных полицейских кордона и несколько торговых палаток с разнообразным товаром – изображениями святых, буклетами, книгами про Дары волхвов и сувенирами, а также свечами разных размеров и калибров.
Кроме того, здесь же был вывешен прейскурант на совершение всех возможных ритуалов. Самым дорогим оказалось отпевание в морге – 5 тысяч рублей, а отпевание в храме стоило на тысячу меньше. Самыми дешевыми стали требы на панихиды и разнообразные молебны – по 70 рублей.
Уже у самого храма кроме основной очереди я увидел барьер, за которым находились хорошо одетые мужчины и женщины из еще одной очереди. Что это были за люди, так и осталось неясным – они наотрез отказались объяснять мне, как им удалось пройти на территорию монастыря в обход основного потока. Напомню, что ранее вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи заявил, что в общей очереди к афонским реликвиям будут стоять даже высокопоставленные чиновники и члены их семей.
Серебряный ларец с Дарами волхвов был выставлен в центре храма, к нему организовали два людских потока. Верующим уже при входе в храм служители сообщали, что следует молиться заранее, чтобы не задерживать движение.
Сам ритуал поклонения реликвиям выглядел иначе, чем сообщалось ранее. Представитель РПЦ Андрей Исаев накануне говорил, что принято решение рекомендовать верующим просто прикладывать руку к ларцу. Однако паломники действовали иначе – они целовали пластиковый футляр, в который был помещен ларец, касаясь его губами. Это делали даже дети по указанию своих родителей. За ларцом стоял священник с небольшой тряпочкой в руках и через каждые 100-200 человек протирал пластмассу от слюны.
Также служители прикладывали к ларцу разнообразные буклеты, а затем тут же вручали их проходившим мимо паломникам. Людей очень просили не задерживаться, но часть верующих все-таки успевала поставить свечки и помолиться внутри храма.
Некоторые женщины впадали в самую настоящую эйфорию – я видел, как некоторые плакали или даже кричали. Последним помогали прийти в себя волонтеры и служители.
На выходе из храма паломников встречали съемочные бригады федеральных телеканалов. Репортеры опрашивали верующих и записывали стенд-апы на фоне паломников, причем ради красивого кадра некоторым коллегам приходилось даже забираться на строительные леса.
По дороге к выходу людей снова ждали торговые палатки – с горячим чаем, недорогими плюшками и сувенирной продукцией.
Непосредственно возле ворот, откуда выходили паломники, стояла толпа желающих пройти внутрь в обход очереди. Этих верующих с трудом сдерживали полицейские с усталыми лицами, а разговоры велись на повышенных тонах.
Выйдя из монастыря, я снова направился к очереди – там как раз начиналось очередное сражение самых хитрых против всех остальных. Солдаты срочной службы встали цепочкой вдоль Московского проспекта, чтобы не позволить людям пройти вперед к началу очереди, но авторитета у юных защитников родины было явно недостаточно, чтобы удержать некоторых нахрапистых женщин и мужчин.
Все подобные сражения, которые мне удалось заметить и снять на видео, выигрывали граждане - они всегда добивались своего, занимая позиции все ближе к вожделенным монастырским воротам.
Тем временем тысячи дисциплинированных паломников стояли на тротуаре в смиренном ожидании. Многие из них были с детьми, которые выглядели замерзшими и измученными от многочасового стояния. Это выглядело очень несправедливо - например, когда некоторые старушки буквально падали на руки курсантов.
Правда, вдоль этой очереди стояли десятки автобусов, куда пускали желающих погреться – но в некоторые автобусы, особенно рядом с монастырем, тоже была очередь. Пользовались популярностью и полевые кухни, из которых сотрудники МЧС раздавали желающим ту самую кашу с тушенкой, об отсутствии которой говорили паломники в самом начале очереди.
Интересно, что полевые кухни были прицеплены к машинам пожарной части, расположенной рядом, на Московском, 116 . Ранее я видел, как эти машины выводились из боксов, и у меня сложилось впечатление, что для перевозки кухонь были задействованы все четыре автомобиля, имевшиеся в этом подразделении.
Официально службы МЧС сообщили о 10 тысячах верующих, стоявших во вторник в очереди к Дарам волхвов. К вечеру поток желающих значительно сократился, однако к ранее объявленному финалу - 22:00 - число людей в очереди все равно было велико. Полицейские неофициально предположили, что закрывать доступ в монастырь не будут, и, таким образом, сделают процедуру поклонения круглосуточной.
Напомним, что доступ верующих к реликвии организован также 15 января с 6:00 до 22:00, в это же время -16 января и 17 января - с 6:00 до 10:00.
Евгений Зубарев
Видеорепортаж можно посмотреть здесь.