Posted 9 января 2014, 10:25
Published 9 января 2014, 10:25
Modified 31 марта, 15:36
Updated 31 марта, 15:36
О том, что ждет Грузию в наступившем году, и какие отношения у нее сложатся с Россией, «Росбалту» рассказал дипломат, политолог и конфликтолог Гамлет Чипашвили.
- В 2014 году в Грузии будет «большой праздник» - она подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Власти пытаются убедить население в замечательности грядущего события, но многие эксперты стали сомневаться: так ли оно замечательно на самом деле. С текстом соглашения, то есть с предложенной к подписанию болванкой для стран Восточной Европы и Северной Африки, никто толком не знаком: грузинские эксперты и дипломаты не владеют на должном уровне юридической и дипломатической терминологией. Тем более, на английском языке, являющемся для документов такого рода так называемым «нейтральным» языком.
Между тем одолеть и проанализировать надо более тысячи страниц далеко не развлекательного чтива. Я уже не говорю о населении – оно в этом документе мало что поймет. Таким образом, ассоциированное соглашение с ЕС – это «кот в мешке», которого власти предлагают народу приобрести под честное слово, что «все будет хорошо». Кстати, когда украинским властям «помогли» как следует вчитаться в соглашение об ассоциации (Янукович, понятно, сам досконально не изучал документ на «нейтральном» языке), стало понятно - ассоциированное членство с ЕС погубит Украину.
- Полагаете, Грузия пойдет по стопам Украины и в последний момент откажется от подписания соглашения?
- Нет. Грузия его обязательно подпишет. И вполне возможно, досрочно - летом вместо осени. Власти спешат.
- Чем же губительны ассоциированные отношения с ЕС, и для чего тогда Грузия к ним стремится?
- А кто ее спрашивает? Достаточно того, что соглашение необходимо Европе для пристегивания постсоветских стран к Брюсселю. Документ этот, по сути, является инструментом для расширения политического и экономического влияния Евросоюза на Восток. Но ассоциированное членство не дает никакой гарантии вступления той или иной страны в Европейский союз. Турция, например, ожидает этого «светлого» дня не одно десятилетие. Соглашение об Ассоциации всего лишь дает право встать в очередь в ЕС, но простоять в ней можно пятьдесят и более лет. Для ЕС ассоциированное членство Грузии – сугубо политический вопрос. Ведь Грузия – страна маленькая. Потребителей европейской продукции в ней – горстка. С финансовой точки зрения она ничего не может дать Европе.
Другое дело 45-миллионная Украина - интерес к ней со стороны Евросоюза носит не только политический, но и экономический характер. Поэтому ЕС и впал в истерику, когда Киев отказался подписывать соглашение – Европа одновременно потеряла огромный рынок для сбыта своих товаров и сферу политического влияния, уступив и одно, и другое России.
- Но соглашение об ассоциации предусматривает и режим свободной торговли Грузии с Евросоюзом. То есть выгода может быть обоюдной.
- Это ошибочное мнение. Соглашение в целом и режим свободной торговли – в частности, проигрышны для всех государств «Восточного партнерства», включая Грузию. Она и так почти ничего не производит, а то, что еще производит, не будет продаваться на внутреннем рынке, поскольку появится дешевый европейский импорт. Равно как наша продукция не будет продаваться в Европе. На паре ящиков грузинского вина бизнес не сделаешь. Для реализации крупных партий надо потратить денег на рекламу в Европе раз в двадцать больше стоимости самого вина. Кто там вообще знает, где находится Грузия? Во-вторых, восторгов европейцев по поводу грузинской кухни и вина хватает на пару дней – их желудки нашу пищу и алкоголь просто не выдерживают: не привыкли. Чем мы удивим европейцев – «Боржомом»? Да они купаются в собственной минералке, гораздо более легкой с точки зрения минерализации, чем грузинская. Идеальным рынком для нашей продукции являются Россия и постсоветское пространство – они к ней привыкли.
Посмотрите, во что превратились Болгария и Румыния после вступления в ЕС – они стали наибеднейшими странами. Закрылись металлургические предприятия, разрушены легкая промышленность и сельское хозяйство. София и Бухарест, подобно Тбилиси, тоже рвались в ЕС. Теперь-то понимают, что напрасно.
Ассоциированное членство с ЕС губительно для Грузии не только в экономическом плане – оно создаст и массу политических проблем. В частности, ЕС требует ускорить процесс возвращения в Грузию турков-месхетинцев, к чему страна совершенно не готова. Кроме того, Европа настаивает на введении в местах компактного проживания армян и азербайджанцев региональных языков – армянского и азербайджанского соответственно, - что подтолкнет эти не вполне спокойные регионы к сепаратизму.
- А как же мирная Швейцария с несколькими даже не региональными, а официальными языками?
- Грузия – не Швейцария. На юге Грузии компактно проживают около 400 тысяч армян, и буквально в шаге от них – Армения. Население этого региона политически, мысленно и духовно находится в Ереване, равно как азербайджанское население – в Баку. Армения и Азербайджан имеют серьезное влияние на проживающих в Грузии армян и азербайджанцев. Вот вам два примера: в бытность свою главой государства Саакашвили просил президентов Армении и Азербайджана повлиять на регионы компактного проживания армян и азербайджанцев с тем, чтобы те голосовали за партию власти. Помню также, как перед очередными выборами в Грузию приехал Гейдар Алиев, и как он поддерживал Шеварднадзе в своем открытом выступлении в парламенте.
И еще один политически грустный момент, на котором настаивает ЕС, - это регионализация Грузии как предпосылка интеграции с Европой. Полагаю, что Грузии необходим федерализм, но при наличии у нее, помимо Аджарии, еще двух автономных единиц – Абхазии и Южной Осетии. Увы, их нет, а регионализм в том виде, в котором нам его навязывает Европа, очень быстро трансформируется в местечковый сепаратизм. Принцип регионализма хорошо работает в Германии, но опять-таки: Грузия – не Германия, для которой региональное обустройство является традиционным, политически органичным и не вызывающим никаких вопросов. Вообще сейчас акцент надо делать не на удовлетворении капризов ЕС, а на том, как поставить страну на ноги, открыть фабрики, заводы, возродить сельское хозяйство, и т.д. Но надежд на это все меньше и меньше.
- Как отнесется Россия к подписанию Грузией соглашения об ассоциации с ЕС?
- Думаю, безразлично. Она не интересуется Грузией как страной. Россия получила Абхазию и Южную Осетию, открыла там свои посольства и военные базы, а остальное ее не интересует. Торговые отношения между двумя странами продолжатся, и возврат к тотальному эмбарго на импорт грузинской продукции вряд ли состоится.
- До тех пор, пока не начнется активное шевеление Грузии в сторону НАТО, – на 2014 год в стране запланировано проведение саммита альянса.
- В связи с саммитом с Россией могут возникнуть неприятности, но небольшие. В контексте Грузия-НАТО Россия чувствует себя спокойно, поскольку понимает - в ближайшее время Грузию в Североатлантический альянс не примут. Ведущие американские политологи уже и не пытаются скрыть, что НАТО не станет портить отношений с Россией на почве Грузии, и что на ближайшем саммите вопрос его расширения за счет Грузии решен не будет. Руководство НАТО требует от Грузии урегулирования территориально-политических проблем – в частности, конфликтов с Абхазией и Южной Осетией. Запад уже подкинул Грузии тему признания независимости этих отколовшихся территорий как возможную предпосылку для вступления страны в НАТО. Тема в Грузии подхвачена, и вопрос ставится следующим образом: что лучше - признать Абхазию и Южную Осетию и одновременно вступить в ЕС и в НАТО, или сидеть и ждать, когда Россия нападет на Грузию.
Сейчас с подачи Запада разыгрывается именно такая, я бы сказал, пробная и оправдательная для грузинских властей карта. И это в то время, когда власти Грузии даже не пытаются начать разговор с Россией по абхазской и югоосетинской проблематике, не прощупывают, возможно ли в перспективе в какой-либо форме возвращение Абхазии и Южной Осетии. То есть мы все время стреляем «угловой» винтовкой из окопов, не видя врага, вместо того, чтобы начать диалог с Россией, Абхазией и Южной Осетией. И в первую очередь позаботиться о восстановлении сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию.
- Но в целом грузино-российские отношения в наступившем году будут довольно благостными?
- Они не станут пределом мечтаний, но положительного в них будет больше, чем отрицательного. Когда Россия освободится от Олимпийских Игр, она будет уделять больше внимания кавказским вопросам. Находясь в Ереване, президент Путин сказал, что Россия не собирается уходить из Закавказья, а это означает, что дел у нее в этом регионе хватает. Достаточно напомнить о большой конкуренции России и США на Южном Кавказе в целом и меняющихся к лучшему американо-иранских отношениях. Новый этап в отношениях между США и Ираном может существенно перекроить мировую геополитическую карту, и в этом плане Москве Южный Кавказ необходим - среди прочего, для установления тесных отношений с Тегераном после их некоторого охлаждения в прошлом году.
И тут еще раз всплывает актуальность открытия железной дороги через Абхазию с выходом на Армению и далее на Иран как большого политического, экономического и военного подспорья для России. Думаю, под это дело обострений в грузино-российских отношениях не будет - Путин не зря упомянул о возможном упразднении Россией визового режима для грузинских граждан.
- Говоря о Южном Кавказе в целом, каким будет наступивший год для Армении и Азербайджана?
- Несмотря на наличие серьезнейшей Карабахской проблемы, 2014-й вряд ли станет для этих стран годом военных и внутриполитических катаклизмов. Мирные переговоры продолжатся, хотя и не завершатся в течение года. Несмотря на наличие внутриполитической оппозиции, президентам Алиеву и Саргсяну грузинский сценарий смены власти не грозит – они крепко сидят на своих местах.
В этом году Армения вступит в Таможенный союз и спасет себя от нищеты, подобной той, в которую «благодаря» ЕС впали Болгария и Румыния. Армения начнет продавать свои товары на огромном рынке, который открывает ей вступление в Таможенный союз. Это очень интересная организация, и в ближайшее время она очень хорошо заработает. Было бы умно, если бы примеру Армении последовала Грузия.
Что же касается Азербайджана, социально-экономически он выглядит гораздо лучше Грузии и Армении, вместе взятых. Азербайджан - самодостаточная страна, ставшая самостоятельным игроком на международной арене. И эта ее новая роль будет только укрепляться.
Беседовала Ирина Джорбенадзе