Posted 9 января 2014, 05:47

Published 9 января 2014, 05:47

Modified 31 марта, 15:36

Updated 31 марта, 15:36

Америкс: Рижский порт - социальный стабилизатор латвийской экономики

9 января 2014, 05:47

РИГА, 9 января. Вице-мэр Риги и председатель правления Рижского свободного порта (РСП) Андрис Америкс назвал столичный порт социальным стабилизатором и одним из ключевых направлений экономики Латвии.

По количеству занятых Рижский порт можно сравнить с крупнейшими предприятиями страны, указал Америкс.

Определяя роль и место Рижского свободного порта в экономике столицы Латвии и страны в целом, он подчеркнул, что с учетом объемов работ и занятых людей, а также того, что исторически порт всегда был главным центром развития транзита в Латвии, Рижский свободный порт является одним из ключевых моментов в экономике Латвии: «Не зря когда-то Петр Первый прорубал через Ригу еще одно окно в Европу. Торговые и железнодорожные пути из Азии в Европу через наш порт самые логичные. Очень рад, что в 2012 году Рижский порт стал самым крупным по грузообороту среди портов Балтийских стран. И даже при некотором падении оборотов в минувшем году сохраняет свои лидерские позиции по всем показателям».

«20 тысяч рабочих мест, созданных в порту, дают основание считать его социальным стабилизатором для экономики Латвии. Серьезная цифра. Сравнить Рижский порт по числу занятых можно отчасти только с самыми крупными предприятиями, такими как Латвийская железная дорога, Latvenergo, Liepājas metalurgs», - подчеркнул глава правления РСП.

По его словам, «в скором времени грядут серьезные перемены». «С учетом работы прошлых лет, в 2012-2013 годах, прилагается много усилий по модернизации порта, его инфраструктуры. Еще с советских времен порт развивался непропорционально, по правой стороне Даугавы, что достаточно логично - при доставке грузов не надо было пересекать реку. Сегодня, - подчеркнул Америкс, - перед городом и портом стоит генеральная задача - развивать левый берег. Одна из причин, но не единственная, то, что более половины объемов российского угля идет к нам через Беларусь, то есть с левой стороны от реки. Другая причина - мы серьезно относимся к тому, чтобы взаимоотношения города и порта вели шаг за шагом к повышению качества жизни в столице».

Как отметил вице-мэр Риги, сооружение причалов на Русском острове и перенос терминалов к устью Даугавы, подальше от центра города, - серьезная заявка на развитие порта с левой стороны реки. На Русском острове будут построены 4,5 причала. «Почему с половиной? Один запасной полупричал - это условный буфер, который будет предназначен после углубления фарватера для швартовки больших судов типа Panamax. Максимальный потенциал объемов грузов, переваливаемых через один причал, - 7,5 млн тонн, или 30 млн тонн в год для всех четырех причалов. Реальные расчеты - соответственно, 5 млн и 20 млн тонн. Если учесть, что в 2012 году в порту было перегружено 36 млн тонн грузов, то можно говорить о том, что Русский остров даст возможность увеличить грузооборот более чем на половину. Этот прогноз очень важен для развития порта», - указал Америкс.

Он также подчеркнул, что Рижский порт готов развивать свою инфраструктуру, тем более что Латвийская железная дорога синхронизирует свои действия с портом. На неосвоенных территориях Спилвенских лугов строится параллельно Рига-Товарная, официальное название Болдерая 2, там разместится большой товарно-сортировочный логистический центр для обработки грузов, приходящих с левой стороны Даугавы. Этим создается потенциал для развития порта, что требует серьезной работы по модернизации.

Говоря об инвестициях, Америкс отметил, что следует различать инвестирование в инфраструктуру порта и частные инвестиции. Так, капиталовложения Рижского порта, являющегося заказчиком проекта, в развитие Русского острова составляют 86 млн латов, половину из них выделили еврофонды, другую половину предоставляет порт с помощью кредитной линии.

«Другой серьезный проект - углубление фарватера порта с привлечением международных компаний, чтобы к нам мог заходить любой, самый большой корабль. Этот проект тоже синхронизирован с проектом развития Русского острова. Сдача в эксплуатацию причалов на Русском острове намечена на 31 декабря 2015 года. После этого в течение 24 месяцев будет происходить перевод мощностей с правой стороны на новые терминалы», - уточнил глава правления РСП.

Касаясь частных инвестиций, он напомнил, что в мировом портовом хозяйстве прослеживается тенденция по снижению роли стивидоров, выведению части стивидоров с рынка. Собственники грузов хотят сами инвестировать в свои терминалы: «Главный довод - долгосрочность. Мы выказывали готовность переваливать калийные удобрения из Беларуси (хотя до этого никогда калийные грузы и сырая нефть через Ригу не шли), но белорусское правительство приняло решение о перевалке своего калия через Клайпедский порт, путем постепенного выкупа долей одного из терминалов. В то же время Беларусь приняла решение переваливать через Ригу нефтепродукты, рассматривая предложение о покупке долей в одном из наших терминалов. Речь идет об определенных видах нефтепродуктов, один из них — мазут. Мы очень заинтересованы в таком сотрудничестве с белорусами».

«В Рижском порту уже несколько лет присутствует частный инвестор из России - «Уралхим», который вкладывает средства в строительство своего терминала. Это масштабный двухэтапный проект на острове Кундзиньсала. На первом этапе в конце 2013-го - начале 2014 года запускается проект по реверсной перегрузке глинозема (сырье для производства алюминия) объемом до 1 млн тонн в год, сегодня глинозем перегружает Лиепая. Второй этап - это строительство элеватора Riga Bulk Terminal», - сообщил Америкс.

По его словам, «обычно частные инвестиции в Рижском порту связываются с собственниками грузов, но есть направление, не связанное с грузовладельцем, - это холодильники». В Рижском порту пока имеется только один морозильный терминал. В ближайших планах - строительство второго рефрижератора на Куньдзинсале.

Перечисляя основные направления работы по улучшению инфраструктуры порта, вице-мэр Риги выделил строительство железнодорожной ветки внутри порта к Кундзиньсале; углубление акватории порт; экологию - уже закупается аппаратура по контролю за нефтепродуктами, затем будет приобретена аппаратура по выявлению запахов (имеется много нареканий со стороны населения, живущего вблизи порта); обновление флота - решается вопрос по покупке второго ледокола, имеющейся работает уже 40 лет. «Сегодня необходимо два ледокола, чтобы обеспечить ломку льда шириной 16 метров для захода крупных судов. Порт покупает еще один лоцманский корабль к имеющимся шести», - отметил Америкс.

Общая территория порта составляет 6,3 тыс. га, акватория - 4,3 тыс. га, общая длина причалов - 13,8 км. Но неиспользованные территории - очень условное понятие. Главный вопрос - не общая территория, а обеспечение подходов к воде. Полностью неиспользованные территории в этом плане - Спилвенские луга.

Касаясь преимуществ в размещении производств в Рижском свободном порту, вице-мэр Риги отметил, что Сейм принял решение продлить деятельность свободных экономических зон в Латвии до 2035 года. В связи с чем в Рижском свободном порту сохраняются все льготы по налогообложению, предусмотренные законодательством. Суть в том, что при ввозе каких-то деталей и обработке их на предприятиях, находящихся в порту, эти производства имеют определенные льготы.

Так, в порту есть предприятие по сортировке старой электронной техники, доставляемой не только из Латвии. В Мангальсале работает предприятие по переработке древесины. Но особого интереса к открытию в порту производств нет. Причины разные - дорогая аренда, сложности в доставке по железной и автодорогам, весовой контроль и пр. Отметив падение по одному из направлений грузов - кругляку, Америкс пояснил, что неплохо, что он уходит в другие порты - малые. Ремонт портовой дорожной инфраструктуры обходится дороже, чем то, что Рижский порт получает от перегрузки кругляка.

Другое дело - контейнерные грузы. Это единственный сегмент, по которому постоянно идет увеличение грузопотока, в том числе за счет афганских грузов.

Комментируя ситуацию с портовым налогом, председатель правления РСП заявил, что это чисто политический вопрос: «Скажу лишь одно, мы хотим быть одновременно чемпионами и не терять свою конкурентоспособность. Это на словах. А на деле, по каким-то политическим мотивам, пытаемся рубить сук, на котором сидим. Даже пресловутые эксперты Всемирного банка не рекомендуют вводить дополнительный налог на латвийские порты».

Делясь планами по развитию пассажирского порта, вице-мэр Риги пояснил, что порт обслуживает регулярную паромную линию Рига — Стокгольм. Каждый год она демонстрирует рост, перевозя пассажиров и автогрузы. Второе направление - обслуживание круизных судов, и в год Рижский порт принимает более 80 тыс. человек. В пассажирском порту в центре города имеется всего 2 места для их швартовки, чего явно недостаточно.

В планах развития Рижского порта строительство третьего швартовника на Кипсале возле вантового моста на дамбе CD. Задача перед проектировщиками поставлена. «Наша цель, - сказал Америкс, - сделать берег Кипсалы таким же красивым, как набережная Спикери».

Подпишитесь