Posted 30 декабря 2013, 07:34
Published 30 декабря 2013, 07:34
Modified 31 марта, 15:40
Updated 31 марта, 15:40
МАХАЧКАЛА, 30 декабря. В нескольких мусульманских регионах России идет кампания с призывом к единоверцам не отмечать этот праздник, сообщил исламовед Абдулла Ринат Мухаметов.
«В основном это касается северо-восточного Кавказа: Дагестан, Чечня, Ингушетия. В Поволжье это менее заметно», - сказал Мухаметов в комментарии для "Кавказского узла".
Так, на сервисе YouTube и в социальных сетях распространяются видеосюжеты с известными спортсменами, общественными и религиозными деятелями Дагестана, в которых они высказывают порицание празднующим Новый год и призывают бойкотировать эту дату.
Как отмечает научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева, традиция отмечать Новый год уже несколько лет становится на Северном Кавказе предметом "жарких баталий" с участием властей, духовенства и общественности. Одни считают украшение елки светлой семейной традицией, другие призывают отказаться от нее как от языческого символа и не праздновать Новый год. Особо остра "елочная" полемика в Дагестане, отмечает Нефляшева.
Среди представителей дагестанского ислама нет противоречий относительно отношения к Новому году, считает имам мечети на Котрова в Махачкале Ахмад Анчихский. «Мусульмане всех направлений и течений, представляющих ислам в Дагестане, единогласны во мнении о запретности празднования этой даты. Новый год не является ни исламским, ни дагестанским праздником», - сказал Анчихский.
Он также отметил, что Новый год имеет относительно недолгую историю в Дагестане. «Новый год - это обычная календарная дата, как и любой другой день, потому с точки зрения шариата отношение к этому дню как к празднику негативное, но это не означает нетерпимость к тем, кто его празднует, к не мусульманам. Мы порицаем лишь тех из мусульман, кто не знает, что такое мусульманский праздник, кто отмечает праздники иноверцев, добавляя их в свою религию, тем самым искажая ее, внося в нее нововведения, когда религия это ясно запрещает», - считает Анчихский.
Позиция суфиев, салафитов и других направлений ислама в Дагестане идентична, считает Ахмад Анчихский. «Что касается салафитского направления, то здесь мы наблюдаем в категоричной форме порицание. Мы говорим о том, что наши ученые строго запрещают празднование и любое действие, которое в эту ночь или в этот день отличается от любого такого же действия в другой день или ночь, даже если мы организуем исламскую проповедь или лекцию в эту ночь. Даже получение исламских знаний, выделяя эту ночь, является порицаемым. Такова позиция исламских ученых», - прокомментировал Ахмад Анчихский.
Заместитель имама мечети имени Мухаммадарифа афанди в Махачкале Сиражудин-хаджи Ахмедов считает, что отмечать этот праздник и радоваться в этот день – не исламская традиция. «Новый год - срубленное дерево, накрытый стол, над которым возвышаются бутылки со спиртными напитками. Часто за таким застольем люди, держа в руках бокалы с алкоголем, произносят тосты с именем Аллаха. Это может даже вывести человека из ислама», - приводит видеозапись проповеди Сиражудина-хаджи Ахмедова исламский телеканал «Чиркей».
Ахмедов констатирует, что экологии наносится непоправимый вред вырубкой леса. «Трудно представить, сколько деревьев вырубается каждый год. Этим занимаются тысячи людей. Это расточительство по шариату. Ведь в исламе запрещено срывать даже травинку без надобности. Бесполезное использование чего-либо расценивается в исламе как расточительство и излишество», - убежден он.
Религиозный деятель обращает внимание также на небезопасность празднования Нового года. «Покупка пиротехники – это излишество и расточительство. В исламе высоко ценится человеческая жизнь, ее безопасность», - сказал Ахмедов. Он считает, что деньги, потраченные на празднование Нового года, целесообразнее потратить на помощь малоимущим и нуждающимся.