Posted 20 декабря 2013, 17:24

Published 20 декабря 2013, 17:24

Modified 31 марта, 15:47

Updated 31 марта, 15:47

Комфортно жить не запретишь

20 декабря 2013, 17:24
Власть продолжает гадать, сколько каждому горожанину нужно школ, деревьев и дорог, чтобы жить комфортно. Законопроект о городских нормативах не устраивает ни строителей, ни градозащитников.

Петербургская власть продолжает гадать, сколько каждому горожанину нужно школ, деревьев и дорог, чтобы жить счастливо и комфортно. Часть этих предположений легла в основу законопроекта о региональных нормативах градостроительного проектирования. ЗакС принял его в первом чтении на прошлой неделе, но к документу уже написано несколько страниц поправок.

Изменения в проект закона готовила рабочая группа из депутатов, экспертов-градозащитников и представителей Смольного. Битва якобы шла за каждую цифру. Но в итоге согласованная с исполнительной властью поправка кардинально не меняет уже сложившуюся картину. Предполагалось, что на одну тысячу жителей должно быть 55 мест в детских садах и 120 - в школах. Изменений в этом плане нет. Количество больниц, библиотек и спортивных залов, которое должно приходиться на каждого петербуржца, также осталось прежним. Однако теперь все эти объекты снабжены параметрами пешеходно-транспортной доступности.

«Иногда детские сады отстают от жилых домов на 800 метров. Как до них добираться родителям с маленькими детьми? Поэтому в поправках жестко закреплены нормы шаговой доступности», - отметил депутат Сергей Никешин, возглавлявший рабочую группу по подготовке изменений.

Согласно документу, детский сад должен иметь радиус обслуживания в 300 м, школа – 500 м, поликлиника – километр. Прописаны и предельные расстояния до объектов культуры. До театра или музея горожане должны добираться не более часа, до бассейна или библиотеки – 30 минут.

Как прописано в поправках, при строительстве новых кварталов количество необходимых мест в детских садах, школах и поликлиниках будет рассчитываться, исходя из того, что на одного петербуржца приходится 28 кв. м жилья. Эту норму депутаты-оппозиционеры считают главным «социальным» достижением в переговорах с чиновниками. «Если бы эта цифра была больше, то в детских садах не хватало бы мест, а теперь новые правила заставят строить в городе больше социальных объектов», - отмечает "эсер" Алексей Ковалев.

Но в целом нормативы жилищной обеспеченности остались такими же, как в первоначальной редакции. До 2015 года на одного петербуржца должно приходиться 28 кв. м общей площади жилых помещений, с 2015 по 2020 год - 30 кв. м, с 2020 до 2025 год - 35 кв. м. Как и многие цифры в документе, данные значения не имеют никакого обоснования или уточненной методики подсчета.

Однако норма едина для всего города, вне зависимости от района. Эксперты в голос отмечают, что никакого отношения к реальности эти квадратные метры не имеют, и на самом деле на каждого горожанина приходится гораздо меньшее пространство.

В поправках в отдельный блок выделены нормы по специализированным дошкольным и общеобразовательным учреждениям. Также были уточнена часть формулировок, вычеркнуто несколько лишних положений. Еще одна маленькая победа в борьбе с чиновниками – увеличение плотности улично-дорожной сети с 4 км на 1 кв. км территории до 6 км на 1 кв. м. Значит, в городе должно будет появиться больше проездов и дорожек для пешеходов.

«На Петроградке плотность составляет 16-18 км на 1 кв. км, в Купчино – около 3-х км. Однако, если общая протяженность дорог меньше 6 км на 1 кв км, то путь до какого-либо объекта, пусть и находящегося рядом, становится критическим. Просто обидно туда идти в обход. Пока что город не может гарантировать пешеходу свободу перемещения через квартал», - объясняет директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

Он также работал над поправками в законопроект, но констатирует, что кардинально изменить документ помешали «амбиции, коррупция и бюрократия». Дело в том, что попытки разработать региональные нормативы в Петербурге предпринимаются еще с 2007 года. Но с тех пор несколько редакций проекта закона, разрабатываемого комитетом по градостроительству и архитектуре, были забракованы чиновниками Смольного и ни разу не дошли до парламента.

«Проекты создавались методом «ухудшайзинга», то есть каждый был хуже предыдущего. Никто особо не думал про город, брали старые советские СНиПы (строительные нормы и правила) и переписывали бумаги под них», - отмечает Карпов.

В итоге нынешний вариант стал примерно восьмым по счету. Но эволюция документа привела к тому, что значимых цифр в нем почти не содержится. А все потому, что в 2011 году вышло постановление правительства, содержащее список минимальных расчетных показателей, которые предстояло утвердить. По словам Карпова, данный документ в принципе был принят, исходя из неправильного понимания того, что такое региональные нормативы. Например, там есть пункт о «показателях в области охраны окружающей среды». Но теперь чиновники уже не могут отступить от ранее принятого постановления, поэтому и депутаты, и эксперты вынуждены подстраиваться под него.

В идеале нормативы градостроительного проектирования должны сделать условия жизни в городе благоприятными и упорядочить его будущее как минимум до 2025 года. В первую очередь это касается рынка строительства. То есть после принятия закона больше не должно быть никакой бездумной застройки без просчета последствий. Именно на основе этих норм должен разрабатываться новый Генплан города. При этом с 1 января 2012 года местные проекты планировки и проекты межевания, по сути, утверждались незаконно именно из-за отсутствия региональных нормативов (упоминание об этом запрете содержится в петербургских правилах землепользования и застройки). Однако прокуратура не вмешивалась в происходящее, чтобы вовсе не заморозить строительство в городе.

От самих представителей строительного бизнеса уже начали поступать отрицательные отзывы на проект закона. Девелоперы недовольны тем, что им за свой счет придется строить слишком много социальных объектов, которые (как они предполагают) не будут востребованы. Также строителей волнует, смогут ли они обеспечить достаточное количество парковок. Ведь по новым правилам в границах квартала должны быть парковочные места для не менее 70% автопарка его жителей. Свои претензии уже высказывают и градозащитники – их не устраивает, что документ не прописывает особых условий для центра города.

«Большую стратегическую пользу законопроекта я вижу в том, что в данной редакции он не устраивает никого: ни строителей, ни КГА, которым отпилили коррупционные ножки, ни градозищитников. Есть стимул всем подумать, каким должен быть наш город. Это выгодно отличает его от других городов, где были приняты переписанные СНиПы, все решения по-прежнему принимаются закрыто, а градозащитники занимаются тем, что жалуются друг другу», - говорит Александр Карпов.

Поправки ко второму чтению проекта закона будут рассматриваться Законодательным собранием на последнем заседании парламента, которое состоится 25 декабря.

Софья Мохова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подпишитесь