Posted 20 декабря 2013, 13:45
Published 20 декабря 2013, 13:45
Modified 31 марта, 15:47
Updated 31 марта, 15:47
Президент России Владимир Путин подписал указ о помиловании экс-главы ЮКОСА Михаила Ходорковского. Через несколько часов после этого бывший олигарх был отпущен на свободу. Вероятно, он окажется дома в считанные часы. Ближайшие перспективы очевидны. А вот что дальше? Многочисленные эксперты — как соратники, так и противники Ходорковского — говорят о том, что понятие «свобода» в отношении столь массивной фигуры и имени, ставшего уже почти нарицательным, весьма условно, а перспективы дальнейшего существования в пределах России чрезвычайно зыбки.
«Ему надо срочно, срочно бежать из этой страны! - считает руководитель Фонда Галины Старовойтовой, ее сестра Ольга Старовойтова. - Ведь не за горами подготовка третьего дела против него, и она не отменена. Ему необходимо в первую очередь спасать себя и близких. Я очень бы хотела, чтобы он просто выжил, потому что десять лет в тюрьме бесследно не проходят. Пусть он уезжает, а потом, если захочет и сочтет возможным, вернется».
Ольга Старовойтова также просит не забывать его сподвижника Платона Лебедева. «Меня очень тревожит его судьба, Лебедев тоже должен быть на свободе. Ходорковский ведь мог уехать в свое время из страны, избежав наказания. Но тогда как раз задержали Платона, и Ходорковский, как нормальный человек, остался», - вспомнила Старовойтова.
Писатель Михаил Веллер пока не готов однозначно предугадать дальнейшие действия своего тезки, однако он уверен, что освобождение Ходорковского стоило ему каких-то серьезных соглашений.
«Я пока затрудняюсь в комментариях... Понятно, что было достигнуто какое-то соглашение, но это и так очевидно. А вот какое — мы можем только гадать. Вероятно, об этом лучше всего знают в ФСБ», - отметил Веллер.
Журналист и писатель Дмитрий Быков более конкретен. Он убежден, что этим самым соглашением стало обещание экс-главы ЮКОСа не участвовать в политике. Также эксперт считает, что долго в России Михаил Борисович не задержится: «Есть ощущение, что он быстро уедет из страны. Здесь ему не дадут других возможностей. Думаю, что его неучастие в политике — одно из условий освобождения».
Быков не стал выдвигать какие-то предложения Ходорковскому, заметив, что «Михаил и так сделал для российского освободительного движения больше всех нас».
Политический деятель, ветеран военных конфликтов, журналист и писатель Сергей Гуляев рассказал, что с пониманием бы отнесся к любому решению бывшего олигарха. "Я буду рад, если он вернется из мест заключения в нормальную жизнь. К любому его решению отнесусь с пониманием: и если он захочет быть политическим активистом, или если захочет жить с сыном и решит продолжить работу за пределами страны (сын Ходорковсого находится в США — прим. "Росбалта")", — заметил Гуляев.
По мнению эксперта, "то, что Михаил незаконно оказался в тюрьме, будет преследовать президента многие годы". Гуляев, однако, полагает, что Ходорковский "это пережил" и всех простил.
Многие эксперты убеждены, что бизнесмена вовсе не желают видеть в большой политике. Впрочем, его могут подпустить к кругам, приближенным к политической верхушке. Однако не факт, что бывшего политзаключенного устроит такое предложение.
«Как для рядового человека шансы у него блестящие. Одно имя позволит ему ездить по всему миру и делать все, что он захочет, не затрагивая большую политику. Например, читать лекции или представлять «капитализм с человеческим лицом», - сообщил «Росбалту» философ и писатель Александр Мелихов. - Однако, если он захочет пойти в политику, то там сможет быть только второстепенным лицом, как, например, Геннадий Зюганов. То есть делая вид, что он большой руководитель, таковым на самом деле не являясь. Или являясь, но только в пределах довольно узкого круга единомышленников. Если Ходорковского устроит такая роль, то что ж... Однако двигать большой политикой по-настоящему у него не получится. Или ему не дадут».
Зато представители, скажем, нетрадиционных движений пребывают в эйфории. Они вполне серьезно заявляют о том, что наступила оттепель — по аналогии сами знаете с чем.
Так, например, считает бывший организатор московских гей-парадов Николай Алексеев. "Наступила оттепель. Путин освобождает первых фигурантов Болотной, Ходорковского и отпускает Pussy Riot. Осталось гей-парад разрешить", — написал Алексеев в своем микроблоге в Twitter.
Между тем единомышленники Алексеева из Петербурга убеждены, что ни о чем подобном речи быть не может.
«Есть серьезные опасения, что это никакая не оттепель, - отметила координатор Альянса гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ Наталья Цымбалова. - Вообще это какой-то странный шаг. Зачем его заставили написать это прошение о помиловании, он ведь сам вроде бы не хотел? Видимо, тут какая-то игра. Мы бы очень хотели, чтобы Ходорковский вернулся в большую политику. Нас и так мало осталось. А у него есть высокий рейтинг и большие шансы объединить всю оппозицию».
Научный руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский убежден: на сегодняшний момент обстоятельства таковы, что на имя Михаила Ходорковского будет работать сама история.
«И эта история поставит его в ситуацию, когда он будет объективно востребован, - сказал Могилевский корреспонденту «Росбалта». - Я подозреваю, что сейчас семья, конечно, будет против. Но история все равно скажет свое слово. Сегодня экономика настолько сложна, а политика настолько активна, что независимо от его желания исторические обстоятельства будут работать на него. Ни один из лидеров так называемой оппозиции не имеет такого опыта в бизнесе, в гражданском строительстве, как Ходорковский. И если гражданская история будет выбирать, то остановит свой выбор на нем. Что же касается его собственного выбора на ближайшее время, то он сам, безусловно, ограничит свою политическую активность».
Марина Бойцова