Posted 19 декабря 2013, 15:30
Published 19 декабря 2013, 15:30
Modified 31 марта, 15:48
Updated 31 марта, 15:48
В регионах России одним из источников социального напряжения становится строительство храмов. При любой обычной стройке проект должен пройти согласования, в том числе общественные слушания. Но в случае возведения церковных учреждений их строительство часто начинается при простом согласии чиновников администраций, а мнения жителей окрестностей вообще никто не спрашивает. Видимо, предполагается, что те должны быть рады и согласны.
Однако на практике получается совсем не так. Очень часто возведение храмов происходит в парковых зонах, сопровождается вырубкой зеленых насаждений, что вызывает протест горожан.
Громкий скандал разразился на днях в Барнауле, когда строители выкопали котлован для фундамента церкви в Нагорном парке. Оказалось, что землю разрыли на месте старинного кладбища XVIII-XIX веков.
Первыми забеспокоились коммунисты, так как огромная яма появилась в нескольких сантиметрах от стоящего в парке памятника Ленину. Возникли опасения, что постамент может просто обрушиться. Когда же стало известно, что яма – это котлован под фундамент будущей церкви, то беспокойство только выросло: церковники вряд ли захотят, чтобы их храм соседствовал с монументом вождю пролетариата.
Но гром над зачинщиками строительства прогремел, когда выяснилось, что экскаватор разрушил могилы, склепы захороненных там жителей Барнаула. На поверхность оказались подняты останки людей.
«Рассматривать котлован стало интереснее. Оказалось, что костей из его стен торчит гораздо больше, чем кирпичей. Просто их сразу не видно. Каждая из арочек, которые так меня заинтересовали, оказалась хранилищем для гробика. Состояние гробиков после того, как их разрыли экскаватором, можно себе представить. В одной из стен мы обнаружили детский скелет, срезанный вдоль ровно пополам. Из другой скромно торчали тазовые кости. Рядом из арочки выглядывала половина гроба, на этот раз срезанного поперек», – бесстрастно рассказала блогер Наталья Канатникова.
Согласно информации, размещенной на сайте Барнаульской епархии, котлован был огорожен и взят под охрану. Однако очевидцы разместили фотографии, показывающие, что ограда свелась к нескольким металлическим щитам, разметившим территорию, а никакой охраны нет. Неудивительно, что вслед за строителями пришли мародеры, которые принялись собирать ценные старинные вещи и, при поисках - разрушать могилы и склепы, обнаженные при строительстве.
«Мы приблизились к компании, увлеченно ковырявшей котлован. Ребята оказались общительными и нежадными. Нам тут же продемонстрировали груду костей, которые они успели нарыть. Заодно показали гвозди, ручки от гробов (их там вообще довольно много валялось), пару старинных стеклянных флаконов, еще какие-то штуковины. Костями пытались напугать, флаконы и ручки загнать по 300-500 рублей. Пока мы болтали, пара мальчишек ежеминутно подкидывала к нашим ногам еще какие-то находки, преимущественно, опять же, кости», – сообщила Наталья Канатникова.
За гробокопателями-любителями потянулись профессионалы на внедорожниках… Но тут в Интернете бросили клич неравнодушные барнаульцы, и на охрану разрытого кладбища выступили волонтеры. Следует отметить, что на этом кладбище в прошлые века были захоронены известные жители Барнаула, и творящееся кощунство возмутило многих горожан.
Попутно началось выяснение: как и почему стало возможным выкопать яму на территории старинного кладбища, повредив захоронения? Выяснилось, что ни городская администрация, ни научно-производственный центр «Наследие», на учете которого стоит территория, не давали разрешения на строительные работы в этом месте. Ранее администрация Барнаула согласовала строительство храма в другом конце Нагорного парка – там, где находилась Предтеченская церковь, снесенная в 1931 году.
«Поскольку сохранившийся фундамент уничтоженного в советское время каменного храма располагается в оползнeвой зоне, строительство было начато на находящемся неподалеку более надежном участке», – официально признала Барнаульская епархия.
Попутно выяснились подробности: оказывается, для восстановления церкви на прежнем месте требуются берегоукрепительные работы, а «меценат», дающий деньги на постройку храма, не прочь на этом сэкономить. Поэтому место стройки было самовольно изменено.
«Территория бывшего Нагорного кладбища – объект культурного наследия, стоящий на учете в НПЦ «Наследие», и любое строительство здесь без соответствующей санкции – незаконно. В связи с этим, на имя прокурора города мною было направлено обращение с требованием провести проверку законности всего происходящего на территории Нагорного парка, и при наличии признаков состава преступления возбудить уголовное дело. Лично на наш взгляд, все это гробокопательство под эгидой РПЦ попадает под ряд статей УК РФ, и в частности, – статью 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Если данное сомнительное «строительство» на костях продолжится, мы намерены пикетировать Епархию, а также организовать дежурство возле памятника Ленину, так как не исключаем, что памятник вождю будет так же варварски разрушен, как и могилы», – заявил первый секретарь горкома КПРФ, депутат барнаульской думы Андрей Сартаков.
Внимание к событиям в Нагорном парке оказалось привлечено и потому, что общественное мнение Барнаула не успокоилось еще по поводу истории с городским планетарием. Барнаульские власти приняли решение передать здание планетария епархии на том основании, что там до 1932 года находилась церковь. Решение не остановило даже то, что здание серьезно перестроено: в 1950 году были разобраны глава и барабан купола. В СМИ появились сообщения, что планетарий выселят уже в начале 2014 года. Однако протесты барнаульской общественности, заступничество депутатов от КПРФ привели к тому, что чиновники пообещали сначала построить новое помещение для планетария и лишь потом передать старое здание епархии РПЦ.
Если в Барнауле храм хотят построить в парковой зоне на том основании, что там ранее уже была церковь, то в другом сибирском городе Тюмени объявлено о планах постройки храма в парке, разбитом в 1960-х годах и имеющем характерное для эпохи название «Комсомольский». Однако против планов строительства выступили как многие местные жители, так и общественные активисты. В основном, тревогу у жителей вызвали планы вырубки деревьев на месте строительства.
«В Тюмени выросло количество единиц автотранспорта за последние десятилетия, что негативно отразилось на состоянии городской атмосферы. Поэтому сейчас при любой попытке вырубки зеленых насаждений происходят возмущения жителей. А в районе парка «Комсомольский» людям просто больше негде отдыхать, кроме этого парка», – рассказал «Росбалту» атеистический активист Андрей Кораблев. По его словам, многие местные жители не возражают против строительства церкви в этом районе, но категорически против того, чтобы это делалось в парке.
Гражданские активисты также встревожены, потому что парк «Комсомольский» ранее решением губернатора был отнесен к числу «гайд-парков»: мест, где можно было проводить общественные мероприятия без согласования с городскими властями.
Случаи конфликтов между жителями и церковниками, планирующими строительство храмов в парковой зоне или на месте иных культурных объектов, учащаются по всей России. За последние пару лет спорные ситуации возникали в Азове, Саратове, Балашове, Самаре, Белгороде, Томске, Бийске, Новосибирске, Москве и Петербурге. Несмотря на неофициальный «особый» статус РПЦ, в ряде случаев возмущенным горожанам удавалось отбить свою среду обитания.
Так, в Новосибирске церковь и ее спонсоры после долгих споров уступили жителям и отказались от постройки культового учреждения в сквере имени Чаплыгина. Решение о строительстве «нужно было проговорить с народом», признал спонсор – президент «Землячества народов Грузии» Мераб Тостиашвили.
В Балашове протест сограждан услышал глава администрации Сергей Колесников, который согласился с мнением, что постройка храма в парке имени Куйбышева парализует рекреационную зону, и потому лучше строить на свободном месте. Однако в Балашове вопрос о строительстве остается открытым, так как к окончательному согласию конфликтующие стороны еще не пришли.
Очевидно, если и в дальнейшем зачинатели строительства не станут «проговаривать» свои планы «с народом», то случаи подобных конфликтов будут происходить все чаще и острее.
Дмитрий Ремизов