Posted 17 декабря 2013, 14:06

Published 17 декабря 2013, 14:06

Modified 31 марта, 15:51

Updated 31 марта, 15:51

Амнистия с усечением

17 декабря 2013, 14:06
Государственная дума согласилась на усеченный вариант амнистии по случаю двадцатилетнего юбилея Конституции России. При этом в подвешенном состоянии пока остается вопрос о судьбе некоторых участников «болотного дела».

Госдума согласилась на усеченный вариант амнистии по случаю двадцатилетнего юбилея Конституции России. При этом в подвешенном состоянии пока остается вопрос о судьбе некоторых участников «болотного дела».

Из десяти проектов постановлений об амнистии, вынесенных на рассмотрение Госдумы во вторник, единогласной поддержкой депутатов в первом чтении сумел заручиться только президентский вариант. Он был подготовлен на основе предложений Совета по правам человека, но при доработке в Кремле подвергся серьезной корректировке.

Как только документ поступил в Госдуму, стало понятно, что свободы не видать, например, Михаилу Ходорковскому, который сейчас отбывает свой срок в Карелии в ожидании нового приговора. На отмену условного наказания не сможет рассчитывать и оппозиционер Алексей Навальный.

Тем не менее в Госдуме не стали возражать против освобождения участниц группы Pussy Riot, которые и так должны вернуться домой предстоящей весной. Шанс выйти на свободу появится и у некоторых обвиняемых в массовых беспорядках 6 мая на Болотной площади в Москве.

В основном же, как рассказал депутатам полпред президента в Госдуме Гарри Минх, амнистия коснется наименее социально защищенных заключенных, а также тех, у кого есть заслуги перед Родиной.

Так, тюремные ворота распахнутся перед беременными женщинами и заключенными матерями несовершеннолетних детей, инвалидами, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС, пожилыми людьми, некоторыми подростками и т.д. Правда, при условии, что они попали в тюрьму впервые, причем за нетяжкие преступления, срок наказания за которые не превышает пяти лет.

Среди амнистируемых оказались и осужденные к лишению свободы работники силовых структур. Но чтобы выйти на свободу, им придется предъявить справку об участии в боевых действиях «либо в действиях по защите Отечества», говорится в документе. «Под амнистию попадут полицейские садисты, которые пытали людей бутылками от шампанского», - возмутился «эсер» Валерий Зубов, напомнив о скандальном деле казанских полицейских из ОВД «Дальнее».

Над этим замечанием пообещали подумать в думском комитете по уголовному законодательству. Ко второму чтению проекта постановления об амнистии, которое пройдет в Думе уже в среду, депутаты также исключат из числа амнистируемых осужденных за принуждение детей к сексуальным действиям (ст. 133 УК), а также некоторые террористические преступления, например, организацию террористического сообщества (ст. 205.3, 205.4 и 205.5 УК). По словам Минха, педофилы и террористы попали в список из-за неразберихи в УПК.

Главная же интрига в связи с предстоящей амнистией развернулась в Госдуме по вопросу освобождения участников «болотного дела». В Кремле согласились выпустить на свободу «болотников», которых привлекли к суду за участие и призывы к массовым беспорядкам. Депутаты насчитали порядка десяти человек из этой категории, в том числе Марию Баронову, которая сейчас находится под домашним арестом.

Однако, как первоначально объяснили в профильном думском комитете, под амнистию по этим статьям УК смогут попасть только те «болотники», в отношении которых уже есть решение суда. По такому же принципу предлагается «отсеивать» и тех, кого привлекли за хулиганство. А по этой статье обвиняются, в том числе и «гринписовцы», которые пару месяцев назад забрались на нефтяную платформу в Баренцевом море и выступили в защиту экологии Арктики.

Тем не менее депутаты дали понять, что при доработке проекта об амнистии ко второму чтению уберут норму об этом исключении, что автоматически должно повлечь за собой прекращение уголовных дел в отношении некоторых «болотников» и «гринписовцев».

Большинство же участников беспорядков на Болотной площади обвиняются совсем по другим статьям УК и не смогут рассчитывать на амнистию. Среди них лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, которого подозревают в организации массовых беспорядков, а также несколько человек, привлеченных к наказанию за насилие в отношении представителя власти.

Подобные преступления в Госдуме включили в разряд представляющих общественную опасность, а значит, не подпадающих под амнистию. Другими словами, участники политически мотивированных уголовных дел будут смотреть на небо в клетку вместе с убийцами, ворами, наркоторговцами и т.д.

Между тем, в КПРФ и «Справедливой России» потребовали освободить всех фигурантов «болотного дела» без исключения. «Полагаю, что они уже свой срок отсидели и свою вину полностью исчерпали», - заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. А его коллега по фракции Юрий Синельщиков заметил, что лишать свободы за «сорванную пуговицу полицейского» было бы «немилосердно».

«Эсер» Валерий Гартунг также предложил убрать из документа пункт, который позволяет не отпускать по амнистии на свободу заключенных, «злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания». В итоге проблемы могут возникнуть у участницы группы Pussy Riot Марии Алехиной, которая конфликтует с начальством колонии (хотя она подпадает под амнистии уже на том основании, что у нее есть малолетний ребенок).

В свою очередь в ЛДПР предложили распространить амнистию также на осужденных за разжигание ненависти по национальным, религиозным и социальным признакам (ст. 282 УК). «Это напоминает статью за антисоветскую пропаганду, по которой в лагеря и психушки пошли все диссиденты. Мы держим людей в тюрьме за их суждения и мысли», - возмутился лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

За включение в проект амнистии «экономических» статей, по которым к наказанию привлекли не только Навального и Ходорковского, но и фигурантку «дела Оборонсервиса» Евгению Васильеву, в Думе никто выступать не стал.

Пока окончательно не ясно и то, попадет ли под амнистию обвиняемый в халатности и экс-министр обороны Анатолий Сердюков. Наибольшую обеспокоенность этим вопросом продемонстрировали только в КПРФ, которая потребовала провести парламентское расследование «делишек экс-министра».

Сама же амнистия окажется не такой широкой, как ожидалось. В Думе подсчитали, что вместо прогнозируемых ранее 25-30 тысяч человек на свободу выйдут максимум 10 тысяч.

Елена Земскова

Подпишитесь