Posted 10 декабря 2013, 13:10
Published 10 декабря 2013, 13:10
Modified 31 марта, 15:58
Updated 31 марта, 15:58
Руководитель центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН Александр Гусев подсчитал затраты России на интеграцию Армении в Таможенный союз – по его мнению, они равны 1 миллиарду долларов.
Правда, добавил профессор, Россия от членства в Армении в ТС получит гораздо более весомые политические дивиденды, а указанного миллиарда она недосчитается за счет снижения цены на поставляемый в Армению природный газ, обнуления экспортных пошлин на ограниченную номенклатуру товара, затрат на строительство железной дороги Иран-Армения, и т.д.
По другим данным, в миллиард Россия не уложится, и в денежном выражении за вступление Армении в Таможенный союз она заплатит гораздо больше. Зато доля «Газпрома» в совместном предприятии «АрмРосГазпром» увеличится до 100% против нынешних 80%. То есть России отойдут вся газораспределительная сеть Армении, а также контроль за другими армянскими стратегическими объектами и сферами.
Еще не вступив в Таможенный союз и не подписав интеграционную «дорожную карту», Армения авансом уже получила от РФ серьезные преференции на самые необходимые для местной экономики статьи российского экспорта: природный газ, нефтепродукты и алмазы. Так, вместо прежних 270 долларов за тысячу кубометров газа армяне заплатят 189 долларов, причем объемы поставок в республику возрастут до ежегодных 2,5 миллиардов кубометров.
Кроме того, «Роснефть» и армянское ЗАО «Ойл Техно» создают совместное предприятие, которое будет стабильно обеспечивать Армению относительно недорогими, но качественными нефтепродуктами. Потребность в них составляет около 400 тысяч тонн в год, причем, речь идет исключительно об импорте, поскольку нефтепродукты республика не производит, и из-за дороговизны в минувшем году она импортировала всего 350 тысяч тонн.
И еще: Россия уже обнулила экспортные пошлины на необработанные алмазы, что дает Армении серьезный стимул для развития традиционной для нее алмазообрабатывающей отрасли.
По оценкам Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, экономический эффект от отмены Россией экспортной пошлины на природный газ составит для Армении 140 миллионов долларов. А в целом вступление республики в Таможенный союз приведет дополнительно к ежегодному 4,5-процентному росту ее ВВП.
Надо полагать, Россия пошла бы еще на большие преференции для Армении за вступление в Таможенный союз, посредством которого она прочно укрепится на Южном Кавказе с расширением своего влияния на Каспийский регион и Ближний Восток. На данном этапе это проще всего сделать, используя территорию Армении и усилия по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.
И неслучайно США именно сейчас, то есть в условиях отказа Армении и Украины от интеграционных процессов с Европейским Союзом и парафирования соответствующего документа Грузией и Молдовой, заявили о необходимости поддержки со стороны ОБСЕ населения (!) этих двух республик, и также Нагорного Карабаха.
То есть центр тяжести в борьбе Запада и России за регион переместился в непризнанную республику, субъектность которой, в имеющемся политическом контексте, заметно тяжелеет, и дает возможность воздействия по меньшей мере на Азербайджан и Турцию. Напомним, что российские войска в Армении уже присутствуют, и речь идет о дислокации военных структур ОДКБ.
Между тем усиливающееся военное сотрудничество России с Арменией в рамках ОДКБ и без оного меняет военный баланс в регионе, что тревожит Азербайджан, Турцию и Запад. Как отметил в беседе с «Новости-Азербайджан» эксперт Рауф Раджабов, хоть Москва с Баку и оформили трехмиллиардный контракт на поставки российского вооружения Азербайджану, он, по сравнению с Арменией, будет получать морально устаревшее оружие. Поскольку, предполагает эксперт, армянам будут отданы системы ПВО С-400, то есть наисовременнейшая военная техника. Причем, по его словам, уже с декабря текущего года «Армения будет получать российское вооружение и военную технику по внутрироссийским ценам со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для национальной и региональной безопасности Азербайджана».
Правда, отметил Раджабов, Азербайджан закупил у Израиля новейшие образцы вооружения для зашиты береговой линии в акватории Каспийского моря.
По его мнению, изменение Россией баланса сил в регионе связано с несколькими причинами. Первая: программа ЕС «Восточное партнерство» не провалена и реализуется за счет Грузии и Молдовы. Вторая: российско-турецкие консультации по политическому урегулированию армяно-турецкого и армяно-азербайджанского конфликтов не привели к прорывным решениям.
И третья: необходимость укрепления стратегических позиций России на Южном Кавказе в связи с планами переброски войск США и НАТО из Афганистана в недружественные России страны СНГ. «Вероятно, в Москве опасаются создания военного объекта НАТО в одной из стран Южного Кавказа. Сегодня уже можно твердо сказать, что Армения из числа вероятных стран исключена», - сказал Раджабов. Иначе говоря, базы вооруженных сил США и НАТО могут появиться в Азербайджане и Грузии.
«Символичным» видится ему о то, что Россия фактически трансформирует 102-ю военную базу в Гюмри в свой форпост на южном направлении: «Вышеуказанная военная база в течение последних месяцев была оснащена новейшими образцами российского вооружения и боевой техники пятого поколения, а личный состав доведен с 3,5 тысяч до 10 тысяч военнослужащих. И это еще не предел». Эксперт также указал на намерение Россия взять под свою защиту воздушное пространство Армении.
Официальный Ереван говорит о начале золотой эры для Армении и в армяно-российских отношениях в целом. Прозападная оппозиция в Армении в глубоком трауре: оппозиционные СМИ пишут, что Армения переживает «самый тяжелый период» в истории своей 22-летней независимости. Понятно, что «виновата» в этом Москва, «шантажом» втягивающую республику в Таможенный союз.
Zhamanak цитирует бывшего главу Службы национальной безопасности республики Давида Шахназаряна, «раскрывшего» некоторые планы РФ по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. Как то: «… свести к нулю возможности Минской группы ОБСЕ по достижению реального прогресса в мирном урегулировании конфликта; попытаться добиться роли ведущего посредника в переговорном процессе, преследуя цель выгодного для себя изменения статус-кво в зоне конфликта».
Экс-шеф армянского Совбеза не исключает также «резких шагов» России на Каспии с целью срыва планов по прокладке Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан для его транспортировки в Европу в обход России.
Словом, затраты на вступление Армении в Таможенный союз и на расширение военного сотрудничества с Ереваном можно считать каплей в море по сравнению с благами и влиянием, которые получит Россия в регионе.
Как бы там ни было, сколько бы ни стенала ереванская фронда, Армения не остается внакладе. Партнерство с Россией позволяет ей выжить в условиях транспортной блокады. А также не быть уничтоженной азербайджанской и турецкой армиями, и даже приобрести довольно серьезный геополитический вес.
Ирина Джорбенадзе