5 ноября вступает в силу закон, запрещающий садиться за руль пассажирского и грузового транспорта иностранцам без российских прав. Между тем к 1 ноября в Петербурге пересдать экзамен в ГИБДД смогли только 25 человек.
Северная столица является лидером по количеству водителей-иностранцев среди всех российских городов, опережая даже Москву - 12,5 тыс. водителей в Петербурге против 6,5 тыс. в Москве. Не надо быть специалистом, чтобы понять: 5 ноября все города, активно использующие труд мигрантов в пассажирских и грузовых автоперевозках, ожидает транспортный коллапс. Несмотря на обещания чиновников «разрулить» ситуацию с иностранными водителями, данные еще в начале лета, на сегодняшний момент ситуация мало прояснилась.
Депутаты, два года готовившие и, наконец, в июне 2013 года выпустившие пресловутый закон «О безопасности дорожного движения», умудрились не прописать никакие подзаконные акты. Следовательно, когда документ вышел, «вдруг» выяснилось, что даже самые законопослушные автотранспортные предприятия не смогут за полгода переобучить, подготовить, перенаправить для переэкзаменовки тысячи сотрудников. Кроме того, нет даже нормативных документов, регламентирующих порядок обмена и выдачи водительских удостоверений.
В конце сентября, осознав масштаб проблемы, комитет Госдумы по транспорту в срочном порядке предложил продлить период получения иностранцами водительского удостоверения до мая 2014 года. Примечательно, что до сегодняшнего дня ни сами транспортники, ни даже профильные чиновники не знали (и, похоже, не очень в курсе и сейчас), как и при каких условиях все-таки будет можно мигрантам садиться за руль и какие документы должны быть на руках. Неясно и с наказанием для «бесправных».
«Вы, пожалуйста, если будете общаться с представителями ГИБДД, узнайте, можно или нет нам выпускать на маршруты водителей со старыми правами. Непонятно: то ли отложили сроки, то ли нет», - попросили корреспондента «Росбалта» в одном автотранспортном пассажирском предприятии.
«По информации на утро 1 ноября в УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области смогли сдать экзамен на получение водительских удостоверений российского образца только 25 водителей-иностранцев из 286 допущенных к экзамену, а также 306 человек, претендовавших на переэкзаменовку, - рассказал старший инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения регионального УГИБДД Андрей Козак. - По состоянию на 30 октября в управление было подано 18 заявок от различных организаций-автоперевозчиков по поводу переэкзаменовки 800 сотрудников. Однако выяснилось, что либо документы плохо или неправильно подготовлены, либо нет перевода национальных удостоверений, либо водители имеют смутное представление о правилах дорожного движения в России».
При этом, как отметил Козак, даже успешная пересдача экзамена вовсе не влечет за собой моментальную выдачу водительского удостоверения российского образца.
«Означает ли это, что 5 ноября сотрудники УГИБДД имеют полное право останавливать и применять соответствующие административные меры к водителям-иностранцам, не имеющим российских прав?» - задала я прямой вопрос офицеру Госавтоинспекции, вконец запутавшись.
«С 5 ноября в соответствии с положением ст.12.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортным средством, что влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств», - доложил Андрей Козак.
То есть, переводя с полицейского на русский, сотрудники ГИБДД останавливать и применять санкции к водителям-мигрантам без российских прав все-таки будут. Но в основном эти санкции будут касаться руководителей автопредприятий, вынуждающих своих сотрудников выходить на линию. Самих попавшихся нелегалов от работы за рулем тоже отстранят.
Что же касается новых удостоверений, то, по словам Андрея Козака, вариант здесь один: до вступления в силу подзаконных актов, регламентирующих порядок выдачи документов, успешно пересдавшие экзамены в ГИБДД иностранные водители смогут до 14 мая 2014 года ездить с временными правами.
Между тем представители самих автоперевозчиков называют происходящее настоящим законотворческим хулиганством.
"В очередной раз мы ощущаем заботу чиновников и о гражданах, и о негражданах, и о выполнении федерального законодательства. Чиновники и депутаты забывают, что ФЗ имеет возможность регулировать правоотношения только тогда, когда есть нормативно-правовая база. А в данном случае она старая, и в принципе запрещает обмен иностранных водительских удостоверений на российские, — сообщил "Росбалту" генеральный директор Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. — Соответственно, ни одного ни акта, ни регламента в реализации нет. Нет даже документа, как должно выглядеть удостоверение. Ни одного нового удостоверения ни сегодня, ни 5 ноября у водителей не будет. Штрафы и иные санкции при этом остаются. Получается, что с 5 ноября штрафстоянки станут нашими "автопарками". Я считаю, что тот процесс, который ведет Госдума, — настоящее законотворческое хулиганство".
Кроме того, Василий Киселев полагает, что именно ФМС России «обескровила общественный транспорт». По его словам, квоты на водителей-мигрантов регулярно сокращаются, между тем альтернативы нет — местные водители не хотят целыми днями крутить баранку на маршрутках за 20 тыс. рублей.
«Мы собирали совещание с представителями комитета по транспорту, с ГИБДД, с автотранспортниками и полностью довели до них и новый порядок работы с 5 ноября, и все требования, - пояснил представитель УГИБДД Андрей Козак. - Но, как видите, официально поступило всего лишь 18 заявок на 800 водителей. А где все остальные 12 тысяч иностранцев?».
Между тем чиновники в очередной раз обещают, что никакого транспортно-пассажирского коллапса не будет. По словам главы комитета по труду и занятости Смольного Дмитрия Чернейко, главная цель законодательных изменений — повысить безопасность пассажирских перевозок. Он считает, что 12 тыс. иностранцев нужно заменить на местных граждан. Задача эта, по подсчетам чиновника, вполне выполнимая: "Водители у нас есть, их много, но работать они будут, конечно, на других условиях. Эта же проблема копилась долго, поэтому следует понять, сколько водителей надо и каких, на какие виды транспорта. А может, и вовсе нам столько не надо?".
По мнению Чернейко, до нынешних пор некоторые перевозчики получали сверхприбыли, нанимая на работу мигрантов. "Этот бизнес складывался много лет, более десяти. И его надо переформатировать».
Как неофициально говорят сотрудники ГИБДД, «и слава богу, что мигрантов не будет на дорогах». «Ведь то, как они ездят — это просто ужас. Уровень аварийности с водителями-иностранцами зашкаливает», - сетуют работники ГАИ.
Однако альтернатива неясна. Автоперевозчики называют подобные идеи депутатов и чиновников «бредом» и убийством легального рынка. По их мнению, Петербург не наберет необходимое количество местных водителей.
«Надо менять ситуацию в корне, создавать современные автошколы и обучающие центры, - говорит Василий Киселев. - Власть тоже должна помогать транспортникам. А у нас губернатор за два года ни разу не был ни в одном автотранспортном предприятии, не спросил, что надо, чем помочь!».
Впрочем, уже совсем скоро — 5 ноября — мы увидим, справится ли рынок пассажирских автоперевозок без «джигит-такси».
Марина Бойцова
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.