Posted 29 октября 2013, 14:23

Published 29 октября 2013, 14:23

Modified 31 марта, 16:36

Updated 31 марта, 16:36

В Кремль за скрепками

29 октября 2013, 14:23
Правительство России утвердило положение о Федеральном агентстве научных организаций, в управление которого передается собственность РАН. Ученые уже прогнозируют массовые сокращения и ликвидацию научных институтов.

На официальном сайте правительства появилось положение о федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), руководить которым будет молодой и удачливый чиновник из Минфина Михаил Котюков. Из этого документа следует, что новая структура теперь будет заведовать не только имуществом и бюджетными деньгами Российской академии наук (РАН), но и, как того и опасались ученые, сможет напрямую вмешиваться в науку.

Документ уже вызвал гнев научного сообщества, которое готовится к новым акциям протеста против реформы РАН. Как рассказали во вторник на пресс-конференции в Москве его представители, с середины октября к ним в руки по очереди попадали целых пять вариантов проекта положения о ФАНО.

Однако, по словам ученых, итоговый документ поразил их своей краткостью и «выхолощенностью». Естественно, что ни одна поправка научного сообщества в нем так и не была учтена. Зато вычеркнуты такие пугающие слова, как, например, «приватизация». «Нас просто обыграли», - с горькой усмешкой констатировал академик Александр Кулешов.

Впрочем, и без этих слов ФАНО сможет управлять на правах полновластного «завхоза» и «бухгалтера» в одном лице почти тысячей научных институтов и организаций, ранее подведомственных РАН, Российской академии медицинских наук (РАМН) и Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) - новый закон объединил три академии в одну.

Прежде всего, агентство сможет самостоятельно распоряжаться бюджетными деньгами, выделяемых на работу научных институтов. То есть, на свой лад решать, кому и сколько выдать казенных рублей.

Кроме того, новая контора станет собственником имущества РАН. А это не только земли и здания, но и оборудование, архивы, библиотеки, которыми ФАНО также будет управлять по своему усмотрению. Причем, надо заметить, многую технику и те же книги ученые в свое время купили не на скудные бюджетные подачки от государства, а по итогам выполнения контрактов с третьими лицами, в том числе на зарубежные гранты.

«Что будет с реактивами, приборами и музеями и будет ли кто спрашивать мнения научных коллективов?» - выразила обеспокоенность научного сообщества член совета молодых ученых РАН Ирина Сапрыкина.

Член-корреспондент РАН Ольга Соломина всерьез предположила, что «ходить за скрепками» ученым теперь, судя по всему, придется к Путину. «Потому что эта система стала непонятна совсем. Создали кучу организаций, советов, фондов, а кто за что конкретно отвечает, неясно», - возмутилась Соломина.

Ученые предвидят, что столкнутся не только с чисто организационной неразберихой, угрожающей блокировать работу сотен лабораторий и научных коллективов.

В положении четко сказано, что именно ФАНО займется «проведением оценки эффективности» научных организаций, «в том числе с учетом оценки их научной деятельности».

А это уже серьезно, ведь речь идет не только об оценке экономической эффективности, по результатам которой ФАНО вправе произвести «правомерное изъятие имущества» институтов и в перспективе - добиться их реорганизации и ликвидации.

По сути, агентству дали карт-бланш на прямое вмешательство в науку. Хотя принятый Госдумой закон и декларирует формальный принцип невмешательства чиновников в работу ученых.

Так, согласно положению, агентство сможет проводить проверки научной деятельности организаций, утверждать госзадания на фундаментальные и поисковые исследования и разрабатывать их план, а также программы развития самих институтов.

При этом о критериях оценки эффективности, равно как и гарантиях компетентности и некоррумпированности самих новых «хозяев» российской науки, в положении не говорится ни слова.

Понятно, что в таких условиях ученые строят самые мрачные прогнозы. Так, Кулешов прямо заявил о грядущем слиянии и поглощении институтов и высвобождении имущественного фонда. «Думаю, что на 2014 год запланировано освобождение от имущества РАН центра Москвы в пределах Садового кольца и улицы Косыгина», - предположил ученый.

По мнению академиков, мощный удар также будет нанесен по гуманитарным научным институтам и региональным научным центрам.

Председатель профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин напомнил, что формально ФАНО должно будет учитывать при принятии таких решений мнение РАН. «Если руководство агентства станет прислушиваться к позиции научного сообщества, будет хорошо. Если нет, тогда будет финплан, а институты будут объединять по принципу того, что площадь квадратного метра в пределах Садового кольца в пять раз дороже, чем в славном Троицке», - сказал ученый.

«Удавка» на шее ученых обещает затянуться еще туже с учетом дарованного ФАНО права утверждать уставы научных организаций и назначать их директоров. Это означает, что во главе институтов окажутся лояльные руководству агентства кандидаты, так что никаких споров не будет, говорят пока еще свободные ученые.

В завершение ко всему ученые напомнили, что, пойдя на реформу РАН, государство так и не удосужилось прибавить денег на науку.

Как ранее сообщал «Росбалт», в 2016 году финансирование научной деятельности составит всего 0,37% ВВП вместо 0,7% ВВП, запланированных тем же правительством ранее.

Калинушкин признался, что в России ученый и так совершает подвиг, работая в нищенских условиях. По его словам, на Западе на одну лабораторию выделяют минимум 85 тыс. долларов, у нас - 35 тыс.

В такой ситуации ученым остается только вспоминать произведения сюрреалистов и строить печальные аллегории. «Всех ученых просто погрузили в теплушки и, несмотря на протесты, повезли к обрыву, где нет моста. Машинист сказал: «Прорвемся!», но сам сошел с поезда, а ученые отправились в пропасть», - поставила точку в реформе РАН Соломина.

Елена Земскова

Подпишитесь