Posted 28 октября 2013, 15:16
Published 28 октября 2013, 15:16
Modified 31 марта, 16:37
Updated 31 марта, 16:37
В одной из старейших в мире балетных школ в одночасье сменилось руководство. Ректором стал Николай Цискаридзе, худруком — Ульяна Лопаткина. Юные балерины плачут, а педагоги говорят о рейдерском захвате.
О том, что ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Вера Дорофеева и художественный руководитель Алтынай Асылмуратова уволены, обе уважаемые женщины узнали буквально за пару часов до начала экстренной и какой-то полутайной пресс-конференции, организованной Минкультуры прямо в стенах второго старейшего в мире балетного училища (первой является Парижская балетная школа, открытая всего на 25 лет раньше, в 1713 году).
До 13:30 — времени официального начала пресс-конференции — ни в Минкульте, ни в самом Вагановском не подтверждали, но и не опровергали ходящие слухи о возможном назначении бывшего премьера Большого театра Николая Цискаридзе на пост ректора.
Удивительно, но об этом не знали и в самой балетной академии. Как рассказала «Росбалту» пресс-атташе Вагановки Юлия Телепина, до последнего момента официальных подтверждений вышестоящего начальства — то есть Министерства культуры — не было. Более того: и в субботу, и в воскресенье, когда уже появилась информация о смене руководства, и даже утром в понедельник замминистра культуры Григорий Ивлиев уверял сотрудников академии, что все разговоры о кадровых перестановках в учебном заведении — не более чем слухи, а контракт у Дорофеевой на год. И вообще ее работой все довольны, и никто ничего не планирует.
«Разговоров и слухов много. Сегодня мы ответим на все вопросы, - начал пресс-конференцию министр культуры Владимир Мединский. - Мы признательны руководству академии и Алтынай Асылмуратовой за тот вклад, который они внесли в русскую балетную школу. Он неоценим. Мы сделали им ряд предложений по новой работе. Мы представим их к правительственным наградам. А теперь, чтобы пресечь все разговоры, сообщаем, что Министерством культуры принято решено о назначении ректором Николая Цискаридзе, а худруком — звезды Мариинского театра Ульяны Лопаткиной».
По словам министра, решение формировалось долгое время, состоялось множество консультаций с лидерами отрасли. Мединский также выразил надежду, что Вагановское училище займет «позицию абсолютного лидера художественного образования и станет нашим Гарвардом, Кембриджем, Оксфордом и Йеллем».
Во время этой пафосной речи Мединского сам Николай Цискаридзе сидел, как показалось, несколько нервничая, но красиво, по-балетному вытянув ноги. Вера Дорофеева была очевидно расстроена. А Алтынай Асылмуратова и вовсе не села за стол, а стояла позади журналистов, еле держа дежурные прощальные букеты.
«Мне сегодня был предложен ряд должностей в этом городе и в Москве, - сказала, тщательно подбирая слова, Вера Дорофеева. - Только на условии, что академия будет свободна от всех посягательств господина Гергиева, и с большим сожалением я согласилась покинуть академию. На этом все».
Новый ректор Николай Цискаридзе тоже был краток. Он сказал, что понимает всю меру ответственности, и ему это решение далось тяжело. Артист заявил также, что сегодня утром, когда его начали поздравлять, он не был уверен, что рад этим поздравлениям. «Это будет тяжелый труд. Я лучше попрошу пожелать мне удачи», - сказал новый руководитель Вагановки, добавив, что он учился и выпускался в Москве, но из Вагановского училища все его педагоги.
«Я сюда поступал в 1987 году, поступил, но моя мама выбрала Московское училище, куда меня также взяли. Но я никогда не думал, что переступлю этот порог в таком качестве», - добавил танцор балета. И подтвердил, что согласился на этот пост только с условием, что присоединения ни к так называемому «центру Гергиева», ни к консерватории не будет.
Сомнения у журналистов вызвала кандидатура Ульяны Лопаткиной, которая, безусловно, является прекрасной балериной, но ее чрезвычайная занятость на сцене и недавнее материнство могут стать препятствием в работе. Впрочем, представители Минкультуры и сам Цискаридзе заверили, что Лопаткина уже пообещала посвящать учреждению максимум времени.
Представители министерства также ответили на вопрос «Росбалта», не противоречит ли новое назначение уставу академии, в котором прописано, что только ее выпускники могут занимать здесь руководящие должности. На что Владимир Мединский тут же уточнил, что худруком действительно может быть только выпускник Вагановского, а вот ректором способен стать кто угодно. «А Лопаткина как раз выпускница», - не без радости заключили чиновники.
Особый интерес журналистов вызвало присутствие за столом директора Михайловского театра Владимира Кехмана. Кехману тут же дали слово, и он сказал несколько дежурных слов, выразив надежду на то, что Николай Цискаридзе продолжит традиции русского балета и что выпускники Вагановки будут оставаться в Петербурге.
Пока шла пресс-конференция, зал музея заполнялся педагогами и учащимися. Юные балерины и танцоры молча глотали слезы, а пожилые педагоги практически в голос говорили о том, что все происходящее выглядит как типичный рейдерский захват и «необычайное свинство».
Однако стихийный бунт «балетных» профессионально был пресечен пресс-секретарем Мединского Ириной Казначеевой. Представителей СМИ удалили из зала под крики сотрудников Вагановки «Просим прессу остаться!» и комментарий самого Мединского: «Нет, совещание будет без прессы!». Журналисты, впрочем, уходить не желали, тогда подчиненные министра культуры потребовали, чтобы пресса и вовсе покинула здание Академии русского балета.
Через полчаса к журналистам вышел Владимир Кехман и сообщил, что Вера Дорофеева приняла предложение стать его замом в Михайловском театре. Больше к СМИ никто выйти не соизволил. У дверей грозно прогуливались представители пресс-службы Мединского, стараясь, видимо, полностью изолировать возмущенных «балетных» от СМИ.
Но некоторые все же прорвались. «Это преступление прежде всего перед нашей страной, которая славится своим балетом. Перед культурой, которую зажали и уничтожили. Тем более в юбилейным год! Это подлость по отношению к Вере Дорофеевой и Алтынай. Эти люди отдают академии все, они знают каждого ребенка в лицо, они никому не дают испортить все это. Видимо, этим они и мешают людям, которые хотят властвовать и не думают об искусстве", - рассказала «Росбалту» педагог-репетитор Вагановки, в прошлом — выпускница знаменитого училища Елена Шерстнева.
Она также выразила мнение большинства педагогов Вагановского, что верить словам чиновников нельзя, и нынешний кадровый переворот — очевидная подготовка к тому, о чем все говорят в кулуарах: об изъятии площадки Вагановки на улице Зодчего Росси под некое новое полукоммерческое образование — будь оно гибридным «центром Гергиева» или полигоном для столичных бизнесменов от искусства.
На вопрос, не под Гергиева ли готовятся все эти некрасивые декорации, педагог заметила: «Это вопрос совершенно ясный. Маэстро Гергиева не удовлетворяет позиция профессионалов, которые не хотят ему подчиняться. А мы не хотим быть марионетками. Я лично подаю заявление об уходе. Конечно, мы не верим словам Мединского о том, что академия останется самостоятельной, и никаких слияний не предвидится. В любом случае уже все будет по-другому, тем более при московском руководстве. Все, кто к нам приходят, говорят, что очень завидуют, - мол, мы в таком храме живем и работаем. Вот, наверное, нам и позавидовали».
Больше никто из педагогов Вагановки к журналистам не подошел. Как рассказали сотрудники академии, они успокаивают детей, рыдающих в репетиционных классах. Им горько и за своих учителей, и за родные стены. Но самое обидное, что после такого очередного «па-де-де» со стороны чиновников теперь и они перестанут кому-либо верить.
Марина Бойцова