О своих взглядах на межнациональные и межконфессиональные проблемы на постсоветском пространстве «Росбалту» рассказал один из ведущих американских специалистов по России, профессор Института мировой политики Пол Гобл.
- Когда читаешь, что пишут американские журналисты и даже ученые о нынешних межнациональных конфликтах в России, то поражаешься однобокости оценок. С точки зрения американцев, межнациональные конфликты вызваны лишь «расизмом» русских. Так, например, в одной из газет журналист с иронией писал, что «гордых русских раздражает, что на рынках торгуют только кавказцы». Ему и в голову не приходило, что русских на рынки попросту не пускают. В США тоже очень много иммигрантов. Но они с помощью силы не запрещают американцам конкурировать с ними в бизнесе, не диктуют свои условия. Не кажется ли вам, что американские исследователи чересчур однобоко понимают проблему миграции в России?
- Я с вами полностью согласен. К сожалению, многие, кто в США пишут о проблеме миграции в России, совершенно неверно интерпретируют то, что там происходит. Причина напряженности кроется не только в недовольстве русских криминальной активностью некоторых мигрантов, но и в столь резком изменении национального состава крупных российских городов. В тоже время то, как решается проблема мигрантов в России, мне кажется совершенно неприемлемым. Погромами и даже полицейскими облавами проблему не решить. Все должно быть в рамках закона.
- Мне кажется, несмотря на крушение коммунистической системы, в США по-прежнему с недоверием смотрят на Россию и крайне раздражаются, когда она пытается усилить свое влияние на просторах СНГ. Так ли это?
- Это не так. Для того, чтобы страна была влиятельной, у нее в наличии должно быть три вещи: сильная экономика, надежная система безопасности и притягательный имидж. У России ничего этого нет. Однако Кремль пытается диктовать свою волю бывшим сателлитам и ведет себя с ними свысока. Яркий пример – то, как сейчас Россия игнорирует заявления азербайджанского МИДа (по бирюлевским событиям – «Росбалт»), по сути, просто подталкивая Баку к тому, чтобы он отвернулся от России. Или другой пример. Если бы Москва так откровенно не давила на Киев, то Украина согласилась бы на значительно более тесную интеграцию с Россией.
- Однако ваше утверждение, что Россия непритягательна для стран СНГ, неверно для Средней Азии. Население там с ностальгией вспоминает о советском времени, когда все жили в одной стране. На Россию там смотрят с огромным уважением.
- Ну и чем на это отвечают в России? Разговорами о визовом режиме и облавами на мигрантов.
- Недавно в газете The Washington Times вы высказали мысль, что через несколько десятилетий Россия может стать мусульманской страной. На чем основан этот прогноз?
- Во-первых, я хочу подчеркнуть, что я не утверждал, что Россия обязательно станет мусульманской страной, я лишь говорил, что есть такая тенденция. Но, если ситуация не изменится, то это действительно произойдет. Высокая вероятность того, что это случится, объясняется тремя факторами. У русских европейский уровень рождаемости и африканский уровень смертности среди мужского населения. При этом этнические мусульмане сегодня составляют от 21 до 23 миллионов из 144-миллионного населения России (15%) , причем их доля стремительно растет. Так, российская мусульманка в среднем рожает 2,3 ребенка, когда у русских женщин в среднем по 1,4 ребенка. Другим фактором, существенно увеличивающим долю мусульман в России, является как раз миграция из Средней Азии.
- Если Россия станет преимущественно мусульманской страной, то насколько это будет важно для Запада?
- Это будет просто глобальное изменение в геополитической системе мира. Более грандиозное, чем крушение коммунистической системы. Ведь уже почти тысячу лет Россию воспринимают в мире как христианскую страну.
- То есть, этот гипотетический катаклизм будет чрезвычайно невыгоден для Запада, в том числе США?
- Я бы не стал так утверждать однозначно. У США очень хорошие отношения со многими мусульманскими странами. Все зависит от того какие именно мусульмане придут к власти в России. Если это будут такие люди, как татарские мусульмане, исповедующие в целом мягкую, терпимую форму ислама, то это может оказаться вполне приемлемо для Запада. Если же во главе России станут, например, дагестанские ваххабиты, то Западу это вряд ли понравится.
Беседовал Игорь Ротарь