Posted 26 октября 2013, 07:37
Published 26 октября 2013, 07:37
Modified 31 марта, 16:38
Updated 31 марта, 16:38
Мировой суд, вынесший вчера два решения в пользу Роскомнадзора и признавший «Росбалт» виновным в публикации видеороликов с матом (что открывает для федеральной надзорной службы возможность поставить на нас как на СМИ крест), на мой взгляд, очень точно расставил акценты во взаимоотношениях общества и власти на современном этапе. И для общества, выразителем запросов которого могут быть только свободные СМИ, эта история закончилась очень печально.
Что, собственно, произошло? Мировой судья в окраинном московском районе Кунцево проигнорировал очевидные доказательства несостоятельности позиции Роскомнадзора. А именно: что по одному делу вещественное доказательство по вине сотрудников государственного надзорного ведомства было испорчено, а по второму имелись серьезные основания подозревать федеральную службу в подлоге. Что сотрудники Роскомнадзора не потрудились составить административные протоколы, как положено по закону. На этом список «косяков» не заканчивается. В любом случае, очевидно, что так называемый эксперт по русскому языку, приглашенный на заседание то ли судьей, то ли Роскомнадзором и прямо в зале составивший акт лингвистической экспертизы, изучал вовсе не ролики, размещенные в июле этого года на «Росбалте», а сырец, найденный тогда нами на You Tube и благополучно существующий там до сих пор. Потому что из пробитого служилым человеком в Роскомнадзоре дыроколом компакт-диска извлечь данные, как вы сами понимаете, было затруднительно.
Однако судью это не смущало, как и многое другое. Очевидно, он понимал огромную ответственность, возложенную на него государством.
Разумеется, мы будем опротестовывать эти решения в вышестоящей инстанции, хотя и понимаем, что вектор задан. Не зря же Госдума в апреле принимала поправки к закону о СМИ, ужесточающие ответственность за нецензурную брань. Сегодня становится понятно, что просто так «бешеный принтер» новые законы не выбрасывает. И, мне кажется, напрасно соавтор «матерных» поправок Илья Пономарев убеждает себя и окружающих, что история с «Росбалтом» какая-то особенная, что она противоречит духу и букве разработанного им правильного закона. Илья, поверьте, исполнителям будет наплевать на дух и букву вашего закона, это видно по вчерашнему суду в Кунцево. Их будет интересовать только наказание. И даже не потому, что их об этом настоятельно попросят сверху, а потому что так устроена наша судебная система – государство всегда право, даже если не умеет пользоваться дыроколом.
Я думаю, руководители тех СМИ, корреспонденты которых вчера работали на суде в Кунцево, это прекрасно понимают. «Росбалт» никакой не особенный, он просто первый. Надо было на ком-то потренироваться, вот выбрали нас. А кого еще? Не «Первый канал» же, который транслировал чудовищно важный, суперпатриотический боксерский поединок Поветкин – Кличко под аккомпанемент матерной брани от группы поддержки у канатов, причем на всю страну и без попытки запикивания. А мы вот мат запикивали, но это не считается. На самом деле, не было бы мата, нашли бы еще что-нибудь. Ведь целую федеральную службу создали на наши с вами налоги, ей же надо какую-то продукцию на гора выдавать. Просто торговать радиочастотами скучно и даже опасно – начальство, не видя рвения и пота на лбу, может нехорошее заподозрить.
В общем, коллеги, готовьтесь, к вам тоже придут с дыроколом наперевес. Не завтра, так послезавтра. Главное - прецедент уже есть, а на приличия, дух и букву закона бюрократам наплевать. Они рано или поздно научатся на наши с вами налоги «работать» не криво, как в случае с «Росбалтом», не вызывая дружного смеха журналистов в зале суда. Скоро нам всем, похоже, будет не до смеха.
Что касается «Росбалта» - мы будем защищаться до последнего. Мы не сломлены вчерашним судом. Благо, не вчера родились, кое-кто из нас еще помнит советских цензоров. Их пережили, переживем и нынешних.
Николай Ульянов, главный редактор ИА «Росбалт»