Posted 14 октября 2013, 16:17

Published 14 октября 2013, 16:17

Modified 31 марта, 16:51

Updated 31 марта, 16:51

Артисты не хотят быть бродячими

14 октября 2013, 16:17
В преддверии Года культуры еще один петербургский театр - «Лицедеи» - лишается крыши. Споры носят уже не творческий характер, а «храмы Мельпомены» становятся театрами почти боевых действий.

В преддверии Года культуры еще один петербургский театр - «Лицедеи» - лишается крыши. Споры носят уже не творческий характер, а «храмы Мельпомены» становятся театрами почти боевых действий.

Перед Мариинским дворцом, где заседает петербургский парламент, печальный юноша из «Лицедеев» устроил одиночный пикет и в течение получаса играл на скрипке замерзшими пальцами, всем своим видом демонстрируя полную бесприютность и неприкаянность. Журналистам и проходящим мимо зевакам Юрий Юрьевич (так представился клоун) рассказывал, что несколько месяцев назад «злые буржуи» лишили его и коллег дома — помещения театра «Лицедеи». И вот теперь он вынужден просить у горожан и депутатов защиты.

Артист, впрочем, скоро перешел от академического исполнения к довольно злобным частушкам, воспроизвести текст которых мы не можем из-за требований Роскомнадзора. Но и без ненормативной лексики понятны чаяния: верните, дяди нехорошие, артистам театр, иначе народ и зрители будут поминать вас недобрыми словами.

Пикет был неслучайным — как раз в эти минуты в Заксобрании заседала профильная комиссия по образованию, науке и культуре, где первым в повестке дня был как раз вопрос «Лицедеев». К депутатам театр обратился в поисках защиты, так как уже несколько месяцев артисты не могут войти в свое бывшее помещение, опечатанное полицией и собственниками здания. По их словам, «даже собственную одежду оттуда не дают взять, приходится ходить зимой и летом в одной рубашке».

Напомним, еще в 2002 году городские власти выделили земельный участок для строительства многофункционального центра на Петроградской, причем одним из условий инвестиционного проекта было предоставление крыши клоун-мим-театру «Лицедеи». Клоуны туда переехали и начали выступать с 1 декабря 2009 года. Но в начале 2013 года начались конфликты с бывшими соседями-инвесторами, ставшими владельцами помещения. Сами «Лицедеи» из-за собственной неразборчивости и отсутствия коммерческих знаний фактически «профукали» свой театр.

Депутаты решительно взяли труппу под защиту, исподтишка вздыхая: «Ну как же вас, артистов, так угораздило?». Председатель комиссии Максим Резник сказал, что в деле есть как вопросы юридические, так и вопросы, связанные иными понятиями — например, справедливости и честности.

«Для нас, для театра и для города основной вопрос — останутся ли «Лицедеи» именно там, где они есть? Надеемся, что собственники здания не откажутся от взаимодействия, и будет принято адекватное решение. Помещение принадлежит театру, даже если в свое время что-то юридически было оформлено неправильно, - сказал Резник. - Мы подготовили проект решения. Хотелось бы, чтобы вице-губернатор Кичеджи нас выслушал, и город, в конечном итоге, помог решить этот вопрос». Ведь если единственный в России, в Европе, а «Лицедеи» уверяют, что и в мире, стационарный клоунский театр останется без дома, будет, как сказала депутат и актриса Анастасия Мельникова, «позор для Петербурга».

По мнению депутатов — членов профильной комиссии — есть два пути решения проблемы. Первый — жесткий, предполагающий длительные следственные, прокурорские и судебные мероприятия по отслеживанию спора «кто прав — кто виноват» с самого первого дня взаимодействия «Лицедеев» и нынешних собственников МФК «Толстой-сквер». Второй путь — мягкий — выкуп городом помещения, которое должны занимать «Лицедеи», у владельцев по «взвешенной», как отмечают депутаты, цене, а не по нынешней стоимости помещений в элитном месте Петроградской стороны.

Присутствующий на заседании директор «Лицедеев» Виктор Соловьев, выслушав эти предложения, сообщил, что город вообще-то уже фактически покупал «Лицедеям» этот театр... Неужели второй раз покупать?

«Я чувствую свою огромную вину. Я виноват, что не имею юридического и экономического образования. А они воспользовались моим доверием. Моим клоунским доверием», - печально констатировал Соловьев.

Представитель противной стороны, юрист МФК «Толстой-сквер» Татьяна Николенко, заметила, что вообще-то она верит в справедливость, в суд и в компетентные органы, которые уже неоднократно признавали абсолютную правоту МФК «Толстой-сквер» относительно законности и правомочности сделки. Она также намекнула, что спор носит чисто коммерческий характер и культуру специально никто не душит.

«Лицедеи» ведь тоже называются ООО, так что все обсуждаемые вопросы — вопросы коммерции. Но я как петербурженка с уважением отношусь к культуре и надеюсь, что вопрос будет решен справедливо», - сообщила юрист.

В итоге было принято решение обратиться к губернатору Георгию Полтавченко и к вице-губернатору Василию Кичеджи с просьбой окончательно разобраться в ситуации с «Лицедеями». «Лицедеи», среди которых также были знаменитые клоуны Анвар Либабов и Леонид Лейкин, сказали, что еще никто так, как депутаты, их не защищал.

Между тем член профильной комиссии, депутат Марина Шишкина заметила, что заседания, главной темой которых становится защита учреждений культуры, - уже тенденция для Заксобрания.

«Уже не в первый раз наша комиссия фактически спасает культуру от собственника. Мы считаем, что в Петербурге должна быть некая культурная концепция. Должен существовать перечень брендов петербургского искусства и образования, которые надо оградить от любых посягательств. Иначе ситуация будет каждый раз повторяться».

Действительно, список бродячих артистов неизбежно растет. Изгнанный из своего помещения весной 2013 года ОN.Театр временно нашел приют на второй сцене Александринки. В бывшем помещении молодых акторов, говорят, сейчас хозяйничают крысы, доедая остатки декораций. Новых площадей город, несмотря на обещания, ОN.Театру так и не предоставил.

И ситуация с «Лицедеями» - несуразным и спорным, но все-таки великолепным брендом Петербурга, - на развеселую клоунаду тоже не похожа.

Марина Бойцова

Подпишитесь