Posted 2 октября 2013, 13:39
Published 2 октября 2013, 13:39
Modified 31 марта, 17:02
Updated 31 марта, 17:02
Вслед за администрацией президента перестановки начались и на телеканалах. Как ранее прогнозировал «Росбалт», «перетряска» медиа-кадров стартовала с холдинга «Газпром-Медиа». На очереди ВГТРК и «Первый канал». С одной стороны эти изменения планировались, предположительно, еще в далеком 2011 году, когда обсуждалась будущая конфигурация власти после возвращения на пост президента Владимира Путина. С другой - сегодня это часть общей стратегии, сводящейся к более жесткому идеологическому контролю над медиа-пространством.
Кремль перетасовывает медиа-менеджеров, стремясь придать своей «идеологической машине» новое ускорение. Первым на себе это почувствовал «Газпром-Медиа». Причем можно легко поверить в утверждения о том, что сам «Газпром» к этим перестановкам отношения не имеет и якобы даже не вполне контролирует крупнейший частный медиа-холдинг в стране. Скорее всего, решение действительно принималось еще выше - ключевым акционером самого газового монополиста - то есть, государством.
Причин, разумеется, несколько. Одна из них - внутривластная конкуренция, которую новый глава «Газпром-Медиа» Михаил Лесин проиграл в бытность Дмитрия Медведева президентом. После возвращения в Кремль Владимира Путина он получил шанс вернуть утраченное и его не упустил. Причем вернулся Лесин не на пост помощника президента, с которого уходил, а возглавил один из крупнейших медиа-холдингов. Это не обеспечивает такие же серьезные лоббистские возможности, которыми он располагал, работая в президентской администрации или на посту министра печати. Зато руководство «Газпром-Медиа» позволяет ему получить возможность непосредственно влиять на контент входящих в холдинг изданий, начинай с телеканала НТВ. А заодно — позволяет «посчитаться» с бывшими главными конкурентами любимого в прошлом детища Лесина - компании «Видео Интернешнл», которая последние годы шаг за шагом отступала под натиском «газпромовцев».
И все же главная задача, которая явно стоит перед Лесиным - непосредственный контроль над контентом. Он нанят не только как эффективный медиа-менеджер, но и, фактически, в качестве генерального цензора. Это естественное продолжение политики острожной зачистки печатной и интернет-журналистики, которая привела к изменениям в медиа-политике таких известных изданий как «Коммерсант» и Газета.Ru, а также еще целого ряда других изданий.
Кремль (как говорили, посредством Михаила Прохорова), приценивался в конце 2012 - начале 2013 года и к газете «Ведомости», точнее к издательскому дому, который ее выпускает. Но тогда не удалось договориться с финским инвестором, владеющим третьей частью акций. А без покупки этого пакета начинать переговоры с американцами и британцами, контролирующими остальные две трети просто бессмысленно.
Одним только повышением уровня «идеологизированности» НТВ и других СМИ, входящих в «Газпром-Медиа», явно не обойдется. Как показывает назначение Эльвиры Набиуллиной в Центробанк, а Татьяны Голиковой в Счетную палату, все перестановки являются комплексными и запланированы очень давно. Соответственно есть план и на центральные телеканалы, которые, благодаря тому уровню влияния на общественное мнение, которым они обладают, давно воспринимаются как отдельные министерства, каждый в своей информационной нише.
Так что одним НТВ дело не ограничится. Поговаривают, что на «Первый канал» придет нынешний первый заместитель главы администрации президента Алексей Громов. Это, кстати, одна из причин перестановок на телеканалах в принципе, поскольку традиционно именно Громов курировал в Кремле телеканалы. Чтобы главные пропагандистские орудия власти не сбились с пути, оставшись без внимания Громова, каждое из них укрепляют «эффективными менеджерами».
Что касается «Первого» то он давно нуждается в корректировке информационной политики, поскольку практически полностью уходит из информационного поля и даже являет иногда примеры «опасного вольнодумства», вроде отдельных заявлений Владимира Познера или некоторых юмористических проектов. Раздражение «Первый» вызывает и в РПЦ - засильем на этом канале разнообразной «эзотерической» продукции, с удовольствием потребляемой суеверными россиянами.
Сложнее всего с ВГТРК и многочисленными телеканалами, входящими в этот полностью государственный холдинг. По слухам, его глава Олег Добродеев «на отдых» просился уже неоднократно. Эти просьбы якобы рассматривал лично Владимир Путин и высказывался против того, чтобы отпускать такого эффективного и хорошо ему лично знакомого медиа-менеджера.
Однако общей коррекции не избежать и ВГТРК. Вопрос пока только в том, что нет однозначной фигуры, которая во главе этого холдинга устроила бы всех. Например, в ВГТРК есть группа относительно молодых менеджеров, которые рвутся реформировать холдинг. Но они вряд ли подойдут для проекта «реидеологизации» главного информационного оружия. С другой стороны — есть старожилы, которые вполне могли бы стать достойными преемниками Добродеева, сохраняя некоторую отстраненность и «общероссийскость», на которой госхолдинг делал акцент до 2012 года и появления в его эфире «разоблачительных» телефильмом про оппозицию. Но это все не совсем то, что нужно власти. Впрочем, с учетом важности вопроса, решение о преемнике Добродеева будет принимать, скорее всего, лично Владимир Путин.
Судя по другим назначениям, он мог даже давно его уже принять, но просто пока не озвучивать. Источники, знакомые с ходом обсуждением в 2011 году вопроса о поиске преемника Добродееву, говорят, что в тот момент все же именно «старая гвардия» ВГТРК рассматривалась в качестве среды для поиска потенциальных преемников. Правда, появлялись и неожиданные кандидатуры, например, телеведущий Дмитрий Киселев.
Несмотря на сложность поиска, скорее всего, кадровые перемены в руководстве ВГТРК произойдут еще до конца 2013 года. К этому сроку должны завершиться все запланированные еще в 2011 году перестановки в верхних эшелонах власти - чтобы обновленная «вертикаль» смогла начать работать в полную силу. Правительство продолжило бы проводить непопулярные экономические преобразования, в том числе, урезать расходы, а ТВ — не одурманивать, как раньше, но разъяснять необходимость и неизбежность таких шагов.
Иван Преображенский