Posted 2 октября 2013, 08:48
Published 2 октября 2013, 08:48
Modified 31 марта, 17:03
Updated 31 марта, 17:03
РИГА, 2 октября. Управлениям Рижского свободного пота, Вентспилсского свободного порта и Лиепайской специальной экономической зоны придется перечислять в бюджет платежи за использование государственной стратегической инфраструктуры. Это предусматривают принятые 1 октября правительством Латвии поправки к закону «О портах».
Сумма отчислений портов в основной бюджет государства будет такой же, как и выплаты в специальный бюджет самоуправлений, то есть 10% от тоннажного, канального сбора, сбора с малых судов и якорного сбора.
Министерство экономики отмечает, что в Латвии работают 3 крупных порта - в Вентспилсе, Риге и Лиепае, общий удельный вес которых в обороте грузов в 2012 году составил 98,19%. В пользование этим портам передано стратегическая общественная инфраструктура, за использование которой порты взимают плату со своих клиентов, однако в государственный бюджет от этих доходов и средства, полученных от другой портовой деятельности, ничего не поступает.
«По модели деятельности порты, по сути, приравниваются к государственным и муниципальным хозяйственных обществам, целью которых является эффективное управление активами и повышение отдачи, например, в виде дивидендов. Поэтому управления портов должны будут предоставить эту отдачу уже в бюджет 2014 года», – отмечает Минэкономики.
Для того чтобы обеспечить соответствующий доход в основной бюджет государства и использовать его на развитие автодорожной инфраструктуры, размер портовой пошлины должен быть не меньше портовых отчислений в специальные бюджеты самоуправлений.
В министерстве подчеркивают, что поправки не коснутся выплат коммерсантов портам, поскольку порт должен будет производить отчисления в госбюджет из собственных средств.
Ожидается, что поправки к закону вступят в силу с 1 января 2014 года.
Ранее против поправок возражал министр сообщения Латвии Анрийс Матисс, который назвал указанные выплаты налогом, которым облагается весь оборот. По его мнению, данная портовая пошлина удорожит портовые услуги. Подсчеты Минсообщения показали, что инициатива реформистов принесет бюджету не 9 млн дохода, как те планировали, а 19 млн убытков.
Со своей стороны, председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс заметил: «Помимо того, что транзитный бизнес обеспечивает стране около миллиарда евро доходов, порты заплатили в 2012 году более 200 млн латов прямых налогов». Убытки возникнут в результате того, что введение нового налога по примеру соседней Эстонии потребует пересмотра всей системы финансирования портов на эстонский манер. Там государство, взимая налог одной рукой, другой финансирует содержание капитанской службы, фарватера, маяков и т.д. В Латвии же все затраты по этим статьям порты оплачивают из заработанных средств. В общей сложности уплачивая свыше 28 млн латов в год. Тогда как фискальный эффект от инициативы Партии реформ может составить 9 млн в год.
Как отметил Америкс, сравнение Риги и Таллина некорректно: «Таллинский порт – это предприятие, а не госучреждение, в отличие от Управления Рижского порта. Учреждения выполняют государственные функции. Мы ломаем лед до Ирбенского пролива, содержим маяк на Колке в 200 км от Риги и содержим всю капитанскую службу (она ранее финансировалась из госбюджета, как и ледокол, а потом была передана нам), поддерживаем экологию. Часть портовых сборов инвестируется в инфраструктуру, для чего управления портов берут кредиты. Если отнять от доходов 20%, нам придется думать, как обеспечить эти кредиты. При этом надо напомнить: помимо того, что транзитный бизнес обеспечивает стране около миллиарда евро доходов, порты заплатили в 2012 году более 200 млн латов прямых налогов».
«Государственные люди должны думать о том, как привлечь грузы, а не делить шкуру неубитого медведя, – считает вице-президент Латвийской железной дороги по финансовым вопросам Айвар Стракшас. – Если добавить три миллиона тонн грузов, получим тот же самый эффект для бюджета, что от предлагаемого налога. А мы сейчас играемся с тем, чтобы потерять 3 млн тонн. Потому что если у нас сократится грузооборот на три миллиона, мы потеряем намного больше – будем вынуждены сокращать людей, прямые налоги в бюджет. Да, экономика дороги настроена так, что мы можем переработать всплеск грузопотока и приспособиться к его снижению, но всегда надо помнить: привлечение грузов – инерционно.
Стоит отметить, что ранее Минэкономики особенно подчеркивало: предложение предусматривает, что выплаты в госбюджет должны производить не работающие в портах предприятия, а портовые управления, причем за счет заработанных средств. Таким образом, введение пошлины не уменьшит конкурентоспособность латвийских портов, а портовые отчисления в госбюджет будут зависеть от результатов их работы».
По данным Министерства экономики, в 2012 году общие доходы Рижского, Вентспилсского и Лиепайского портов составили 57,2 млн латов (81,3 млн евро).