Posted 24 сентября 2013, 12:21
Published 24 сентября 2013, 12:21
Modified 31 марта 2024, 17:10
Updated 31 марта 2024, 17:10
Атака на торговый комплекс в столице Кении Найроби - крупнейший террористический акт в черной Африке с 1998 года, когда в том же городе было взорвано американское посольство. В результате нынешней трагедии уже погибли 62 человека и около 180 получили ранения, судьба 51 человека по-прежнему неизвестна.
Ответственность за нападение на торговый центр в Найроби взяла на себя сомалийская исламистская группировка «Аль-Шабаб», являющаяся по существу филиалом «Аль- Каиды» в Восточной Африке. Как заявил представитель «Аль-Шабаб», захват заложников стал ответом на участие Кении в международном контингенте войск в Сомали.
Отметим также, что три года назад эта же группировка совершила террористический акт в Уганде, убив 73 человека, также в отместку за то, что эта страна послала свои войска в Сомали.
Как заявила глава МИД Кении Амина Мохамед, захвату заложников в Найроби причастна международная террористическая организация «Аль-Каеда», с которой боевики «Аль-Шабаб» издавна поддерживают тесные контакты. Речь идет о международном террористическом заговоре, подчеркнула глава МИД Кении, добавив, что в захвате торгового центра участвовали около 20 мужчин и женщин из ряда стран мира, в том числе два или три американца сомалийского происхождения, а также британская джихадистка.
Информация об американских участниках террористического акта вызвала бурю возмущения в США. Дело в том, что в этой стране проживает одна из крупнейших сомалийских диаспор, а выходцам из Сомали практически автоматически предоставляется в Америке статус беженца. Общий тон выступлений американцев в социальных сетях таков: «Из-за бездумной американской миграционной политики США скоро превратятся в крупнейшего «экспортера» исламской революции».
Однако руководство «Аль-Шабаб» в своем аккаунте в Twitter опровергает, что среди их боевиков есть американцы и британцы.
Вне зависимости от того, какая из версий верна, очевидно, что черная Африка становится «мишенью» исламских радикалов, стремящихся вывести этот регион из сферы влияния Запада.
То, что террористический акт произошел именно в Кении – достаточно символично. Эта страна – основной партнер США на востоке и в центре Африки, а кенийские спецслужбы и войска выступают главными союзниками США и Великобритании в регионе.
Кенийская столица считается своеобразным оазисом процветания и стабильности, и поэтому именно здесь расположено множество западных компаний и посольств. Увы, последние события показывают, что Западу становится все труднее удерживать этот форпост.
Положение осложняется тем, что в преимущественно христианской Кении есть и своя «пятая колона». Хотя мусульмане в Кении и составляют всего 10% населения, они проживают компактно на западе страны вблизи сомалийской границы. Когда попадаешь в мусульманские районы Кении, создается впечатление, что ты оказался в другом государстве: все женщины здесь ходят в хиджабах, а мужчины носят бороды. Продажа алкоголя запрещена.
При этом в личных беседах многие кенийские мусульмане говорят, что им не нравится «кафирское» правительство страны, и они предпочли бы жить в исламском государстве.
Пикантность ситуации усиливает то обстоятельство, что значительная часть местных мусульман - потомки выходцев из Сомали, и они поддерживают тесные контакты как раз с «Аль-Шабаб».
Не менее активно исламские радикалы действуют и в западной части Африки. Кровопролитная религиозная война уже много лет идет в Нигерии, где мусульмане составляют чуть более половины населения страны. Вооруженный костяк местных исламистов составляют члены группировки «Боко Харам», поддерживающей тесные контакты с единомышленниками из той же «Аль-Шабаб» (подробнее о «Боко Харам» читайте здесь).
«Боко Харам» официально объявило своими целями искоренение западного образа жизни и введение шариата на всей территории Нигерии. На счету организации множество успешных нападений на полицейские участки, взрывы церквей и убийства христиан.
Таким образом «арабская весна» не закончилось резкой активизацией радикальных исламистов на севере Африки и на Ближнем Востоке. Судя по всему, сторонники «исламского халифата» решили открыть второй фронт на юге - в «черной» Африке.
Игорь Ротарь