Posted 20 сентября 2013, 19:05
Published 20 сентября 2013, 19:05
Modified 31 марта, 17:12
Updated 31 марта, 17:12
Последний месяц по Петербургу ходили тревожные слухи о грядущих революционных преобразованиях в культурной сфере. Поводом для волнений стало предложение художествненого руководителя Маринки Валерия Гергиева объединить под эгидой театра сразу три учебных заведения: Академию русского балета им. Вагановой, РИИИ и консерваторию им. Римского-Корсакова. По его замыслу, вместе они должны были образовать Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ.
Свои предложения по слияниям и поглощениям Валерий Гергиев высказал в письме на имя главы государства. Этот документ стал доступен журналистам и породил множество слухов. В итоге известный дирижер пояснил, что идея объединения учебных заведений не нова, она обсуждается в течение года и о ней давно известно министру культуры Владимиру Мединскому. Но последний почему‑то об этом молчал. И только после обнародования письма стал говорить о необходимости обсудить идеи с экспертами перед принятием каких‑либо решений.
Однако Гергиев, хоть и поставил в известность министра, не стал рассказывать о грядущих переменах тем, кого они должны были коснуться в первую очередь. Ректор Петербургской государственной академии русского балета Вера Дорофеева до последнего не верила в возможное объединение и считала разговоры о нем домыслами. Пока вчера не увидела, как Гергиев рассуждает о Национальном центре искусства на одном из федеральных каналов. «Ну что вы, он лично мне ничего не сообщал, не царское это дело. Но я даже не рассматриваю возможность объединения. Меня там никогда не будет, запомните», - говорит Дорофеева.
В телеинтервью худрук-директор Мариинки заявил, что в театре давно недовольны качеством выпускников балетной академии и консерватории. «Не в обиду профессорам», - смягчил Гергиев критику, хотя только что фактически обвинил педагогов в том, что Петербург вынужден искать артистов по другим городам. И объединение каким-то образом должно решить эту проблему. Впрочем, в детали маэстро не вдавался.
Дорофеева с мнением о серьезных провалах в отраслевом образовании не согласна. По ее словам, Мариинский театр имеет право первым отбирать выпускников академии, и только в этом году в труппу попали 16 человек. «Говорить о том, что людей не хватает на две сцены, — это лукавство. Берите, учите. Мы выпускаем хороший полуфабрикат. Весь мир испытывает дефицит мальчиков в балете, но мы его восполняем. Потом они приходят в театр, и ими там никто не занимается, их никто не держит. Они собираются и уезжают — в Москву, за кордон. Хотя могли бы блистать на сцене Мариинки», - отмечает ректор.
В академии не хотят разобщенности с театром, но объединяться с ним не намерены. «Труппа Мариинского театра - на 90% наши ученики, большая часть педагогов — это его бывшие артисты. Контакт с театром должен быть всегда, но не нужно нам мешать, мы самодостаточны. И нам хочется просто спокойно работать и не зависеть ни от кого», - отмечает декан исполнительского факультета академии русского балета им. Вагановой Марина Васильева.
Коллектив петербургской консерватории также выступил против объединения. «Мировая практика показывает, что ни один театр никогда не руководил ни одной консерваторией», - отметили в учебном заведении.
Но в своих предложениях по реорганизации Гергиев как раз апеллирует к историческим традициям, то есть настаивает на возрождении Дирекции императорских театров. Однако эксперты полагают, что возвращаться к системе середины XIX века не стоит. «Воссоздать Дирекцию невозможно без воссоздания империи и имперского руководства. Вся эта идея бессмысленна и может лишь ласкать слух", - отметила экс-директор Российского института истории искусств Татьяна Клявина.
Скорее всего, разговоры о Дирекции — это, действительно, только красивые слова. За попыткой реформировать учебные заведения стоят более серьезные причины. Дорофеева и Клявина считают, что дело в деньгах и желании захватить элитные здания в центре города. Они сравнивают происходящее с рейдерским захватом. И утверждают, что не верят, что после объединения учреждения станут более эффективными в финансовом плане. «Гергиев говорит, что он хочет выступить в качестве главного распорядителя бюджетных средств. Конечно, меня это возмущает. Это всех возмущает! Почему он должен быть главным?», - недоумевает ректор академии.
Раз идею о «культурном комбинате» (как уже назвал его писатель Даниил Гранин) предложил Гергиев, логично было подумать, что управлять им тоже будет он. Хотя при занятости дирижера этот проект кажется сомнительным. «Как может человек управлять вот такой махиной, когда он уже руководит двумя театрами и концертным залом и постоянно гастролирует? В Петербурге он находится 1,5-2 месяца в году. Значит, руководить за него будут какие‑то заместители, но зачем заменять директоров, которые уже знают специфику? На ум приходит только одно - неуемная жажда власти», - говорит профессор академии им. Вагановой Адоль Хамзин.
Однако сам Гергиев поспешил отказаться от притязаний на руководство Национальным центром искусства, заявив, что это должны делать «государство и ответственные государственные чиновники». Что приводит к печальному прогнозу о безмерном раздувании бюрократического аппарата «эффективными менеджерами». Гигантомания в сфере управления редко доводит до добра.
Татьяне Клявиной даже удалось ознакомиться со всеми представленными правительству документами по объединению. По ее словам, они состоят из короткого письма Гергиева, а также не менее коротких проекта указа президента с приложенным к нему обоснованием затеи. «Первый пункт указа гласит, что нужно внести изменения в учредительные документы объединяющихся учебных заведений. Но не ясно, какой у них после этого будет статус, ничего не прописано. Вброшена идея, но у нее нет ни экономического, ни политического, ни государственного обоснования», - отмечает эксперт.
Тем не менее эту идею-пожелание в Минкульте все-таки восприняли всерьез. Для ее обсуждения министр Владимир Мединский позвал представителей экспертного сообщества — худруков театров, ректоров вузов. Но на сегодняшней встрече все они высказались против объединения. Министр тоже не стал за него вступаться. Эксперты ждали, что на встрече появится кто-то, отстаивающий точку зрения Гергива. Не все верили, что дирижер сам по себе предложил эту идею и за ней не стоят иные лица, разработавшие проект. Однако никто не пришел, и экспертный совет единогласно проголосовал против создания «культурного комбината».
В Петербурге многие вздохнули с облегчением, в твердой уверенности, что точка в вопросе об объединении поставлена. Однако в грядущую реформу РАН тоже сначала не верили. Ничто не мешает правительству вернуться к обсуждению этой темы через пару лет.
Софья Мохова