Posted 18 сентября 2013, 15:44
Published 18 сентября 2013, 15:44
Modified 31 марта, 17:15
Updated 31 марта, 17:15
Основополагающая общественная модель нравственного поведения в России - это вовсе не православие или ислам, и не светская мораль, выражаемая в рамках европейской или американской цивилизационной нормы. Мораль элит – это агрессивное ханжество, перманентная удушающая ложь, направленная на все живое вокруг себя. Ханжество исповедует и пропагандирует все общество, от президента и патриарха до автоинспектора или почтальона, но задают такую модель поведения сверху.
Новостные поводы для доказательства этого тезиса искать не надо – они сами сыплются на обывателя каждый день из экрана телевизора. Для начала вот история про господствующую в нашем обществе ксенофобию, которую власти маскируют как умеют. Итак, петербургский болельщик «Зенита» поджег флаг Чеченской республики на футбольном матче в Петербурге между «Зенитом» и «Тереком». Это надругательство? Несомненно. Но осудили его по статье 20.4 КоАП РФ - «Нарушение требований пожарной безопасности». Чтоб никто не догадался, что в нашем обществе есть националисты. При этом несколько месяцев назад в Грозном на видео репортерам попала запись уборки одного из бульваров в Грозном, на которой дворники бродили по улицам и публично заворачивали собранный мусор в полотнище старого флага России. Надругательство? Несомненно. Но никого в Чечне за это вообще судить не стали - даже за переход улицы в неположенном месте. Потому что в Чечне сепаратизма нет.
А судьи кто? Да вот же они - главу Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева после ДТП в Гане эвакуировал в Москву самолет МЧС. Всерьез сообщается, что господин Лебедев возвращался в столицу Ганы город Аккру после выступления в коллегии адвокатов Ганы в городе Хо, когда его автомобиль столкнулся с грузовиком. Интересно, что Лебедев в Гане был не один – с ним находились Василий Волошин, председатель Московского областного суда, Василий Тарасов, председатель Саратовского областного суда, и Дмитрий Макаров в качестве переводчика. Вопрос – кто поверит в версию о том, что господин Лебедев с друзьями прибыл в беднейшую африканскую страну выступать на коллегии местных адвокатов в самом провинциальном городке этой захудалой территории? Если есть более убедительная версия – страна Гана интересна миру превосходной организацией охоты (сафари) для обеспеченных господ на местных слонов и львов. Но эта версия никогда не будет названа в качестве официальной – ведь судьи такого ранга не копируют повадки нуворишей, наши судьи совсем другие, они скромны в быту и на работе.
А хотите свежую историю про ханжество в стрит-арте? Пожалуйста: на этой неделе в Петербурге запретили проведение уличной арт-выставки на Литейном проспекте, потому что силуэт обнаженной женщины, использованной художником, показался кому-то оскорбительным. При этом сами же чиновники администрации Центрального района Петербурга сначала дали разрешение на проведение фестиваля под названием «Арт-проспект», не найдя ничего ужасного в предлагаемых картинах. Но быстро передумали, когда один из местных пенсионеров пожаловался на оскорбление его чувств. Теперь возмущенные художники предлагают хранителям морали пройтись по Петербургу и снести все скульптуры и статуи, где используется обнаженная натура.
Впрочем, лучше всего ханжество произрастает на богатой почве религиозных предрассудков. Недавний крестный ход в Петербурге возглавлял Ford местной патриархии, приборная панель которого была увешана «оберегающими иконками», которые, как всем известно, дают +100% к неуязвимости и +200% к удаче в общении с ГИБДД. Да что автомобиль с оберегами – сам патриарх Кирилл в финале этого мероприятия предлагал собравшимся вокруг верующим небольшую иконку с изображением Александра Невского в качестве защитника их домов. А ведь язычество и мистика горячо осуждается православием. Да что мистические амулеты, когда Масленица, Яблочный спас, Крещенские купания – все эти сугубо языческие ритуалы давно стали частью православных праздников. При этом РПЦ умудряется публично возмущаться празднованием Дня Нептуна в детских лагерях или празднованием Дня святого Валентина в студенческой среде как идеологически чуждых православию и российские чиновники непринужденно проводят в жизнь эти запреты, с легкостью забывая, что Конституция России называет наше государство светским. Тут получается уже какое-то тройное ханжество – лгут про чужую ложь так, будто это правда, при этом сами отлично знают, что лгут.
Но частные примеры не так хороши, как глобальные тенденции. Самой наглядной демонстрацией этих тенденций является вал запретительных российских законов последнего времени, возводящих российское ханжество в обязанность, потому что любая критическая информация отныне может рассматриваться как экстремистская.
Совсем недавно новосибирский районный суд на основании статьи административного кодекса, карающего за «оскорбление чувств», признал рисунок знаменитого художника-неформала Лоскутова картиной, «распространение которой в Российской Федерации запрещено». Теперь прокуратура и Роскомнадзор третируют десятки сайтов Рунета, угрожая закрытием за публикацию невинной картинки, поэтому мы даже не можем показать ее своим читателям.
Основания для запрета? «Лик Богородицы закрыт чулком с прорезями для глаз, а младенец Иисус изображён в виде девочки с косичками», — говорится в исковом заявлении помощника прокурора Железнодорожного района Василия Савицкого. Ранее этот возмущенный моралист, прокурор Савицкий, прославился тем, что ездил по Новосибирску в пьяном виде, а когда был задержан сотрудниками ГИБДД, попытался засудить инспектора лейтенанта Александра Бугурнова за то, что тот посмел отстранить его от вождения. Прокуратура инкриминировала автоинспектору превышение полномочий по статье 286 УК РФ, а суд приговорил принципиального инспектора к четырём годам условно с лишением права занимать должности в правоохранительных органах. И лишь после двух лет повторных разбирательств, апелляций и акций протеста, сделавших Бугурнова народным героем, инспектор был полностью оправдан и восстановлен приказом начальника ГУВД.
И вот этот самый прокурор Савицкий после чудовищного скандала не просто остался работать в прокуратуре, он выступил поборником общественной нравственности, сумев добиться судебного запрета изображения «кощунственной картины» по всей России.
Вроде бы частные истории, не связанные между собой, дают картину потрясающего лицемерия, которое и стало официальной идеологической доктриной России. Мода на публичное бесстыжее вранье коснулась даже социологов, для которых, как мы теперь знаем после московских выборов, тоже нет ничего святого.
Но это знание не освобождает нас от уголовной ответственности, если мы вдруг захотим сказать о нашем знании вслух. Новая редакция статьи 148 УК РФ – «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» предусматривает ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», наказание – до 3 лет лишения свободы.
Стремление государства, а главное, представителей его элиты, навязать окружающим свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, стало не просто назойливым. Выражать свое мнение по любому поводу стало в России опасным. Опасным для жизни, которую по прихоти любого чиновника можно будет сократить сразу «на трешечку».
Самое грустное, что даже покорно следуя господствующей на сегодня идеологии и исполняя все предписанные телеканалами ритуалы, житель России все равно не застрахован от обвинений в оскорблении чужих чувств. Потому что у ханжей публичные приоритеты меняются быстрее, чем российское законодательство.
Страшно даже подумать, сколько карьер полетит в тартарары, если президентом России вдруг станет атеист. Или буддист. Или пастафарианец. Впрочем, нашим ханжам не привыкать – ведь еще тридцать лет назад они все были воинствующими атеистами.
Евгений Зубарев