Posted 16 сентября 2013, 14:27

Published 16 сентября 2013, 14:27

Modified 31 марта, 17:17

Updated 31 марта, 17:17

Дирижировать будет Кичеджи?

16 сентября 2013, 14:27
Громкое увольнение главного дирижера Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра Александра Титова заставляет гадать: это попытка реанимировать культуру, ее развал или откровенное хамство?

Прямо во время репетиции в минувшую пятницу, 13-го, был уволен главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, профессор консерватории, заслуженный артист России Александр Титов. По его словам, увольнение стало абсолютной неожиданностью и для него, и для коллектива, который он успешно возглавлял 6 лет.

«У нас началась репетиция, как вдруг мне позвонили из отдела кадров комитета по культуре и попросили немедленно зайти и подписать приказ о моем собственном увольнении, - говорит профессор. - Я руковожу оркестром несколько лет. За все эти годы вплоть до момента увольнения никаких претензий ко мне не было, ничто, как говорится, вообще не предвещало такого неожиданного исхода».

По словам главного дирижера, обиднее всего даже не сам факт неожиданного увольнения, а подход к нему.

«Уволили как-то по-советски. Никто ничего не сказал, не поговорил. В комитете по культуре до сих пор не удосужились объяснить, почему вдруг это произошло. Сейчас они даже не берут телефонные трубки! - удивляется заслуженный артист России. - На моей памяти таких увольнений по крайней мере в Петербурге не происходило. Были подобные случаи в Большом театре, когда на вахте у главных дирижеров или худруков просто на глазах разрывали пропуск — также без объяснения причин. Но у нас в Ленинграде-Петербурге до сей поры подобного не случалось. Все-таки культурная столица. Причем я переживаю даже не столько за себя, сколько за коллег. Все в недоумении, музыканты не могут толком работать».

Насколько известно «Росбалту», музыканты оркестра и коллеги Титова из Санкт-Петербургской государственной консерватории с пятницы музыкой уже не занимаются — они проводят время на собраниях, где размышляют о том, как защитить своего руководителя или хотя бы выяснить причины, по которым вполне успешного и талантливого человека вот так в одночасье выкидывают за дверь.

Мы попытались получить ответ в комитете по культуре. «К сожалению, пока без комментариев. Ситуация непростая», - только и смогли ответить специалисты ведомства.

Между тем у коллег уволенного Титова свои мнения. «Это просто шок. Какие-то бандитские разборки! - убежден заведующий кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, народный артист России Валерий Успенский. - Это просто неуважение к коллективу знаменитого оркестра и самому Александру Титову. Конечно, у комитета по культуре могут быть свои планы, но абсолютно недопустимо увольнять человека вот так бесцеремонно».

По словам Успенского, дело не только в увольнении коллеги, но и в отношении к искусству. «Помимо того, что Титов наш сотрудник, он еще и прекрасный музыкант. Вся современная музыка играется только его оркестром, больше никто за это не берется. Уровень оркестра при Титове достиг профессиональных высот», - сообщил Успенский.

В отсутствие официальных комментариев — если уж не прессе, то хотя бы самим участникам событий — заинтересованные лица теряются в догадках. Как удалось выяснить «Росбалту», одной из причин увольнения Титова могут быть определенные интересы профильных чиновников городской администрации. По некоторым предположениям, таким некрасивым способом «готовят почву» для того, чтобы в корне реформировать петербургские классические симфонические оркестры.

В понедельник, 16 сентября, музыканты оркестра написали открытое письмо губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, пытаясь защитить своего дирижера.

«Мы убеждены: наш оркестр - это не полигон для экспериментов и не ристалище для разыгрывания закулисных интриг, мы хотим серьёзной, профессиональной работы с дирижёром, творческим качествам которого мы доверяем. И таким дирижёром, который заслужил уважение не только оркестрантов, но всей музыкальной общественности нашего города, является Александр Вениаминович Титов, - говорится в обращении. - После попыток выведать у работников комитета причину столь несправедливого по сути и хамского по форме поступка нам дали понять, что они сами являются заложниками различного рода приказов, исходящих сверху. Конкретно – от господина Василия Кичеджи. Мы считаем, что волюнтаристское решение вице-губернатора по поводу увольнения Александра Титова с должности художественного руководителя и главного дирижера ГАСО СПб имеет разрушительный характер и наносит непоправимый вред музыкальной культуре Санкт-Петербурга».

Зачем — остается, опять же, только догадываться. «Они хотят слить все оркестры и сделать некую масштабную «Оперу для всех». О причинах этого мы можем лишь догадываться», - заметил источник.

По предположениям осведомленных источников, один из самых амбициозных проектов городской администрации - «Опера для всех» - довольно щедро спонсируется из бюджета. Следовательно, могут быть заинтересованные люди, желающие прибрать все это финансирование к одним рукам. Ну, не совсем к одним, но достаточно приближенным друг к другу.

«Предположение одно: Смольный хочет посадить на это место Фабио Мастранжело», - сообщила «Росбалту» театральный критик Гюляра Садых-Заде.

У другого эксперта, попросившего не называть его имя, вместо кандидатуры самого известного «русского итальянца» (Мастранжело является главным дирижером и художественным руководителем оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», а также постоянным приглашенным дирижером Мариинского театра и других театров России) фигурирует другой петербургский музыкант с не менее богатой биографией — Сергей Стадлер.

«Речь идет о Стадлере. Смольный то ругается с ним, то мирится. Сейчас, возможно, они думают посадить его на место Титова», - намекнул источник. Напомним, что Сергей Стадлер - это скрипач, дирижер, народный артист России, президент Эрмитажной академии музыки и экс-ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Впрочем, большинство экспертов также оценивают очередные перемены в культурном пространстве Северной столицы как очередной знак того, что «высшие силы» (не небесные, а чиновничьи) обратили внимание на культуру.

«Это очередной признак катавасии, которая охватила целиком культурную и гуманитарную сферу России. У государства, наконец, дошли руки до культуры, которой не занимались десятки лет. Сейчас в связи с установкой президента Путина повысить зарплату работников культуры до приемлемого уровня, начались все эти реорганизации-оптимизации. Речь идет не только об оркестрах или театрах, но и о научных, учебных заведениях в сфере культуры и искусства. Хорошо это или плохо? В данном случае - узнаем, когда назначат нового дирижера на место Титова. К сожалению, мы всегда узнаем об этом последними», - замечает театральный критик Елена Третьякова.

Пока эксперты очень осторожно комментируют все процессы, происходящие на культурной ниве. Работники самой деликатной из отраслей привыкли, увы, наблюдать за разворачивающимся спектаклем с галерки.

«Слить два оркестра или несколько институтов — да милое дело! И, возможно, даже не самое плохое, и когда-нибудь нам это обоснуют. Но у нас почему-то все происходит со слухами, сплетнями и скандалами. Что в Большом театре, что в наших «малых», - огорчаются эксперты.

На вопрос, почему чиновники так обращаются с тонкими представителями трепетной нивы искусства и даже не берут телефонные трубки, сами представители «нивы» отвечают просто: «А они их никогда не берут!».

Впрочем, «Росбалт» обещает предоставить сотрудникам Смольного возможность для комментария сложившейся ситуации. Если таковые все-таки появятся.

Марина Бойцова

Подпишитесь