Posted 4 сентября 2013, 10:01

Published 4 сентября 2013, 10:01

Modified 31 марта, 17:28

Updated 31 марта, 17:28

«Русское настоящее» глазами «двадцатки»

4 сентября 2013, 10:01
В преддверии саммита G20 в Петербурге открылась выставка зарубежных фотографов, для которых был организован пресс-тур по российским регионам. Однако в итоге образ современной России как-то не сложился.

В преддверии саммита G20 в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце открылась выставка фотографов из стран «двадцатки», для которых впервые был организован массовый пресс-тур по России (ранее похожий тур был организован 26 лет назад, еще в СССР).

Каждый фотограф снимал свою историю, из которых в итоге должен был родиться образ современной России. Проект так и называется - «Русское настоящее». Правда, утверждать, что цель достигнута, довольно сложно. На основании этой экспозиции кто-нибудь, не знакомый с российскими реалиями, вряд ли смог бы понять, что за страна Россия — богатая или бедная, развитая или развивающаяся...

Не берусь судить о профессиональном качестве фотографий. Наверное, все они отвечают самым строгим критериям. Но вот с журналисткой, репортажной точки зрения получились, пожалуй, лишь две внятные законченные истории.

Одну из них создала белая южноафриканка Джоди Бибер — неоднократный победитель престижного конкурса World Press Photo. В качестве темы своего фотоисследования она взяла образ ярко накрашенной россиянки в мини-юбке, который весьма неоднозначно воспринимают многие наши зарубежные соседи.

Джоди поехала в Иваново и нафотографировала там множество девушек и женщин в мини — разных комплекций и социальных статусов. Одновременно она брала у них интервью на тему «Почему я ношу мини-юбку» (записи можно было прослушать прямо на выставке, надев наушники). Получилось интересно. Вывод достаточно очевиден: русские девушки придают гораздо большее значение своей привлекательности и сексуальности в глазах мужчин, чем их западные сверстницы.

Другая тема, увлекшая кандаского фотографа Аню Чибисову, — русский экстрим. Она фотографировала трейсеров. Получилось выразительно, и национальный характер за этим чувствуется — более рискованный, менее размеренный, чем среднеевропейский. «У вас люди гораздо меньше ценят и свою, и чужую жизнь», - нередко можно услышать в Европе.

На ту же тему и одна из работ словацкого фотографа Мартина Коллара - прыжок на надувной мат из окна заброшенного завода. Впрочем, возможно, здесь есть и некий социальный подтекст.

Наверное, скрытый смысл присутствует также в работе китайского фотографа Хай Чжана, запечатлевшего нижнюю часть рабочего из Северной Кореи, работающего на соевом поле в Приморье. Но этот идеологический посыл можно расшифровать очень по-разному. Что в него вкладывает сам Хай Чжан - остается только гадать.

На выставке представлены и несколько пасторальных фотографий - дети с льняными локонами и даже прямо-таки былинный кузнец.

Только вот картина современной России все равно как-то не складывается. Ничего не поделаешь — страна большая, сложная для восприятия, многомерная, неоднозначная.

Многие из фотографов пришли на открытие выставки. Джоди Бибер, между прочим, выглядела как типичная россиянка — с белокурыми локонами, в мини-юбке и кожаной куртке. Сразу захотелось спросить, как давно она подружилась с мини — до или после своего проекта в Иваново. Оказалось, такой образ Бибер выбрала специально для презентации, чтобы поддержать тему фотографий. Но, хотя это первая и единственная мини-юбка в жизни южноафриканки, носит она ее вполне естественно и убедительно. Так что как минимум на одну из участниц проекта Россия определенно повлияла.

С 4 по 7 сентября авторы представленных на выставке работ будут проводить лекции в Молодежном образовательном центре Эрмитажа для всех, интересующихся фотографией. 4 сентября состоятся лекции Джоди Бибер (ЮАР) и Гиийома Зюли (Франция), 5 сентября — Мартина Коллара (Словакия) и Лека Кяцирикаджорна (Индонезия), 7 сентябяря — Кента Клиша (Швеция) и Дэна Сьюэлла (Австралия), 8 сентября — Пабло Братоломью (Индия) и Владимира Вяткина (Россия).

Татьяна Чеснокова

Подпишитесь