Posted 3 сентября 2013, 12:57
Published 3 сентября 2013, 12:57
Modified 31 марта, 17:29
Updated 31 марта, 17:29
Софтверный гигант Microsoft приобрел мобильный бизнес Nokia. Аналитики называют эту сделку "концом эпохи". Microsoft полагает, что будущее у альянса есть. Но скорее всего, это попытка сохранить хорошую мину при откровенно плохой игре.
Microsoft и Nokia уже несколько лет являются стратегическими партнерами: финская компания выпускает смартфоны исключительно на Windows Phone 8 и игнорирует Android.
Никаких "утечек" о поглощении из достоверных источников не было, однако сделка "напрашивалась" давно. В последнее время Nokia медленно, но верно шла ко дну. Менеджеры это понимали, поэтому бизнес некогда крупнейшего производителя мобильных телефонов в мире оценили в смешные $7,2 млрд. 32 тысячи сотрудников Nokia вольются в общий коллектив Microsoft в начале будущего года — после того, как ее одобрят акционеры Nokia и контролирующие органы.
"Это дерзкий шаг в будущее – и выигрыш для наших сотрудников, акционеров и потребителей продуктов обеих компаний", - заявил генеральный директор Microsoft Стив Балмер.
Полны оптимизма и инвесторы финской компании: в день объявления о сделке акции Nokia прибавили в цене 49%.
Однако попытка связать двух аутсайдеров мобильного рынка в надежде на то, что вместе им будет легче выплыть из пучины бесконечных потерь, в перспективе вряд ли приведет к ожидаемому эффекту.
На это есть как минимум пять причин.
1. Бой уже проигран. Некогда крупнейший мировой производитель мобильных телефонов утратил свои позиции. На рынке обычных «звонилок» финскую компанию опережает Samsung, а в сегменте смартфонов, по данным IDC, Nokia и вовсе контролирует около 12%. Во втором квартале 2013 года продажи мобильников Nokia в сравнении с аналогичным периодом 2012-го рухнули на 24%. Практика подсказывает, что в IT-отрасли любое, даже минимальное (а не многолетнее, как у Nokia) падение свидетельствует о грядущем крахе. Как только кто-либо перехватывает у лидера рынка право называться "самым инновационным", его, как правило, уже не спасти. Так было с Palm и Napster, так будет с BlackBerry. Исключение отрасль знает только одно - Apple. Но "яблочную" корпорацию в одиночку спас ее основатель Стив Джобс. Nokia же спасать явно некому. К тому же финнам не удалось сохранить независимость.
2. Отсутствие лидера. У всех компаний, которым так или иначе удается восстановиться после продолжительного падения, был свой «гуру». Стиву Джобсу хватило смелости и авторитета, чтобы в первые годы после триумфального возвращения в 1999 году сократить продуктовую линейку компании на 90%, уволить львиную долю персонала и найти новый рынок - плееры iPod. До тех пор Apple считалась компанией, чей бизнес сконцентрирован почти полностью на торговле компьютерами. Ни у Microsoft, ни у Nokia лидеров, хоть чем-то напоминающих Джобса, нет. Стив Балмер покинет Microsoft через год, Стивен Элоп тоже не стал успешным менеджером Nokia. Свободных "звезд" бизнеса в технологическом бизнесе сейчас тоже не наблюдается. Поднимать обе компании "с колен" банально некому.
3. Отсутствие адекватного программного продукта. Ни у одной из компаний нет операционной системы, которая могла бы хоть в чем-то быть лучше iOS или Android. Скажем прямо: Windows Phone 8 откровенно хуже их обеих. Для нее написано меньше программ, у нее не самый лаконичный интерфейс и "внешность", она далеко не самая быстрая и "продвинутая". Смысла в покупке гаджетов на WP8 для большинства пользователей нет. Доля этой ОС на рынке мобильных платформ составляет всего около 2%.
4. Тупиковая ценовая политика. Смартфоны Lumia на WP8 c технической и инженерной точки зрения всем хороши. Но, увы, уже никто не готов платить за них 600 евро (в топовом варианте). Хотя бы потому, что, обладая таким ценником, смартфон должен быть не только качественным и надежным, но и "модным" — а Nokia, таковыми, увы, не являются. Маркетологи корпорации явно просчитались. На рынке, где уже за $200 можно приобрести образцовый "гуглофон" LG Nexus 4, а за $650 - iPhone, нет места таким экспериментам.
Microsoft сейчас находится в очень сложной ситуации. Она приняла условие в течение 10 лет выпускать мобильные телефоны под брендом Nokia. Снижать цены на продукцию торговой марки опасно - рухнет имиджевая составляющая бренда. Держать их прежними тоже нельзя - спрос останется вялым.
5. И, наконец, обе компании окончательно запутались в своих продуктовых линейках. Nokia делает Lumia "одинаковыми", но с разным ценником, в зависимости от технической начинки, которая сегодня уже мало кого интересует. Microsoft и вовсе начала проводить непонятные эксперименты с планшетами Surface, которые не могли стать ничем, кроме провала. Ни одного продукта, который потенциально мог бы воскресить объединенную компанию, нет. Для Apple в свое время таким продуктом стал iPod, но человека, который бы его придумал, в Microsoft не наблюдается.
Приходится констатировать, что мы стали свидетелями заката целой эпохи. История Nokia учит одному: большие успешные компании не будут оставаться таковыми всегда только благодаря своим прошлым достижениям.
Максим Швейц