Posted 23 августа 2013, 13:18

Published 23 августа 2013, 13:18

Modified 31 марта 2024, 17:38

Updated 31 марта 2024, 17:38

Заборы Сиверского леса

23 августа 2013, 13:18
Хоть строительные работы в парке прекратились, его будущее до сих пор неопределенно. Активисты по-прежнему продолжают отстаивать зеленую зону и уповать на помощь властей.

Строительные работы в Сиверском лесу, за который продолжают бороться местные активисты, прекратились только после визита главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Сейчас защитники бывшего дома отдыха «Лесное» ждут обещанного приезда руководителя СК РФ в октябре и радуются, что путь на спорную территорию для них теперь отрыт, пускай и только через одни ворота. В июле, в пик противостояния со строителями, у них не было и этого.

На днях корреспондент «Росбалта» вместе с местными жителями прошелся по территории парка. Оставшиеся постройки бывшего дома отдыха представляют собой руины, территория перегорожена заборами, которые обозначают границы проданных участков. «Вот он — наш единственный вход к реке. И мы как бы виноваты в том, что они огородились. Но эти заборы нужны для того, чтобы за ними беспрепятственно вести строительство, чтобы им никто не мешал», — негодует активист Алексей.

Конфликт в Сиверском разгорелся еще несколько лет назад. Жители и застройщики ожесточенно спорят о том, правомерно ли был приватизирован участок почти в 40 гектаров на берегу реки Оредеж, где в советские времена работала база отдыха «Лесное». Местные обитатели недобрым словом вспоминают прежнего главу администрации Гатчинского района Александра Худилайнена, якобы заинтересованного в появлении коттеджей в Сиверском лесу.

Сейчас чиновник далеко от 47 региона — в прошлом году он возглавил Республику Карелия. Но до этого Худилайнен в течение 10 лет руководил районной администрацией. Говорят, на посту секретаря регионального политсовета «Единой России» он даже пользовался покровительством нынешнего председателя Госдумы Сергея Нарышкина.

Но в истории с Сиверским лесом Александр Худилайнен занял отстраненную позицию. Он уверял, что все строительство на территории леса ведется без нарушений. Согласно его заявлениям, разрешенный вид использования территории с «базы отдыха» на «индивидуальное жилищное строительство» был изменен не им, а главой администрации Сиверского городского поселения. При этом власти Гатчинского района не раз подчеркивали, что законность этого постановления проверялась и прокуратурой, и в судах.

В результате пришли к тому, что участок земли, который активисты продолжают называть Сиверским лесом, разделен и распродан 40 физическим лицам. Таковы официальные данные Росреестра.

Точку в спорах пока ставить рано. Сейчас разбирательства идут по нескольким направлениям. В частности, в Арбитражном суде слушается дело о законности приватизации территории базы отдыха. Следующее заседание намечено на начало октября, что совпадает со временем обещанного визита Александра Бастрыкина. Параллельно ведется следствие по делу о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следственного комитета Ленобласти, «неустановленные лица» получили право собственности на этот участок с помощью документов начала 90-х годов. Они, как говорят правоохранители, были изданы с нарушением действовавшего тогда законодательства.

Активисты, по-прежнему считающие парк своим, опасаются не только перекрытия доступа к реке. По их мнению, последствия застройки вряд ли понравятся даже новым обитателям этого места. «Если здесь будут коттеджи, 90% деревьев спилят, и берег «уйдет» в речку, — говорит Алексей. — Начнется эрозия почвы, и речки не будет, будет болото».

«Когда в парке начали делать просеки, мы пытались воспрепятствовать. Сидели у забора и караулили целыми днями, чтобы не допустить машины с песком. Весь отпуск ушел на это. Но собственник все-таки завез песок и щебень другим путем», — вспоминает хронологию событий активист Ольга. Ее коллега по несчастью Алексей, в свою очередь, обещает засадить вырубленные просеки новыми деревьями.Противостояние защитников леса и строителей однажды даже вылилось в потасовку. Против активистов возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия».

Сейчас входы в парк перекрыты не только со стороны Пионерского проспекта, но и внутри самого лесного массива. «В советские времена здесь единовременно отдыхало 600-700 человек. Сказочное место было — каток, лодочная станция, прокат лыж и финских саней, аттракционы, кинотеатр и библиотека», — вспоминает местная жительница Ольга.

С другого берега Оредежа доносятся детские голоса и смех. Там по-прежнему работает пионерский лагерь. Когда-то он существовал и на этом берегу, но сейчас закрытую территорию охраняет собака. Активисты верят, что новую жизнь в Сиверский лес можно вдохнуть и без возведения коттеджного поселка. В качестве варианта они предлагают сделать здесь парк отдыха и наладить сплав по реке. И не имеют ничего против превращения в гостиницу бывшей усадьбы Елисеевых «Белогорка», которая находится на другом берегу реки.

На первый взгляд, шансы на то, что парк останется парком, а не превратится в коттеджный поселок, в последнее время увеличились. Но история непростая как с юридической стороны, так и с точки зрения заинтересованных лиц. Застройку Сиверского леса можно смело назвать еще одной проверкой на приоритеты, которые расставляют для себя муниципальные власти и правоохранительные органы. Закон или договоренности? Люди или деньги? Перед власть имущими появилась еще один альтернативный вариант развития истории — обустроить в парке зону отдыха, сделав ее привлекательным для туристов объектом. Правда, тут нужна политическая воля и умение стукнуть кулаком по столу. Ни того, ни другого в Гатчинском районе пока не наблюдается.

Марина Елецкая

Подпишитесь