Posted 2 августа 2013, 12:38
Published 2 августа 2013, 12:38
Modified 31 марта, 17:56
Updated 31 марта, 17:56
Первые два дня августа обернулись настоящим кошмаром для тех, кто воспользовался маршрутом К401 (Петербург - Сосновый Бор): были обстреляны 22 машины, пострадали два водителя и пассажирка. Остается только догадываться, что чувствует человек, когда в него летят вполне реальные, хотя и пневматические, пули.
Как выглядит обстрелянный из пневматики автобус, корреспондент "Росбалта" убедился лично, заглянув в разбитые машины. Вдрызг раскрошенные стекла, горы осколков на пассажирских сиденьях. Если бы они попали в лицо водителю, не избежать еще и ДТП.
"За 1 и 2 августа обстреляли 22 наших машины. 15 автомобилей - 1 августа, и семь - сегодня, второго числа. На автобусы нападают по всему маршруту следования: в Стрельне, Петродворце, напротив Константиновского дворца, в Мартышкино, Лебяжьем, на виадуке в Автово, - рассказал корреспонденту "Росбалта" замгенерального директора АТП "БАРС-2" Андрей Тетерятник. - Сегодня пострадала пассажирка: осколки стекла порезали ей лицо. Ранение в шею пулей из пневматики получил один водитель, другому прострелили руку, его прямо с маршрута увезли на "скорой".
Андрей Тетерятник буквально караулит свои машины, припаркованные у метро "Автово". Удивительное дело: несмотря на жуткий вид расстрелянных автобусов, постоянно подходят пассажиры и спрашивают: "Когда поедем?" Маршрут очень востребованный, даже днем - очереди. АТП "БАРС-2" на нем всего второй день, однако недовольные новичками "конкуренты" поспешили заявить о своих планах с первого же рейса.
"Мы знаем, кто это делает, - рассказывает "Росбалту" Андрей Тетерятник. - Это старый перевозчик. Мы с ним встречались, он нам открыто угрожал. Заявил, что суды мы выиграли якобы незаконно и что нас он все равно выживет с маршрута. Приезжали люди, как принято говорить, неславянской внешности, угрожали водителям и директорам. Даже на нашу базу в Сосновый Бор приезжали на серебристых джипах - как потом выяснилось, с номерами от других машин. Их мы не боимся, боимся только, что поджоги начнутся. А у нас все машины новые, 2013 года, и автопарк большой: около 40 автомобилей. Мы знаем, чего хотят эти люди: выдавить нас с маршрута, вывести из строя автомобили и начать работать нелегально. Все очень серьезно. Причем сейчас речь идет уже не о хулиганстве, а о террористическом акте, ведь под угрозой - жизни сотен людей".
Похоже, что бандиты настроены действительно серьезно, раз они буквально чихать хотели и на полицию, которая "усилилась" после вчерашних обстрелов и даже в количестве трех штук машин утром дежурила у метро "Автово", и на фсбшников, за помощью к которым обратились маршруточники. Видимо, надо быть или очень безбашенным отморозком, чтобы на глазах у стражей порядка расстреливать автобусы напротив резиденции президента в Стрельне, на крайне оживленном виадуке в Автово или в погранзоне Лебяжьего и Соснового Бора. Или надо быть сильно уверенным в том, что искать тебя никто и не будет. Или "не найдет". Ведь президента с его пылкими образными "тридцатью сребренниками" явно на всех стражей порядка не хватит.
Кстати, напомним: судя по официальной справке ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, озвученной после недавних нападений на другие маршрутные такси весной нынешнего года, "по фактам обстрелов транспортных средств в 2012 году проведено 36 проверок, возбуждено семь уголовных дел". Правда, как сообщили в Главке, расследование ни одного из них в настоящий момент так и не завершено.
По словам председателя Ассоциации перевозчиков пассажиров Василия Киселева, виновных искать … невыгодно.
"Я знаю об этом происшествии, однако уверяю: никто никого искать не будет, потому что бардак на транспортном рынке невероятный, и этот бардак выгоден, — считает Киселев. — Например, еще год назад наша Ассоциация выступила с предложением к комитету по транспорту запретить парковку, посадку и высадку пассажиров непосредственно у метро "Автово", откуда отходят и маршрутки на Сосновый Бор. После этого было вынесено соответствующее постановление комитета по транспорту. Однако оно так и не исполняется: маршрутки паркуются где хотят, мешая движению и создавая конфликты друг с другом. Существует "Организатор перевозок" со штатом в тысячу человек, но и они или не хотят, или не могут отрегулировать транспортные потоки. Я могу лишь предположить, для чего это делается. При этом полиция за год регулярных отстрелов конкурентов-маршруточников еще на нашла ни одного конкретного виновника".
По словам Киселева, отстрел конкурентов в среди маршрутных такси становится в Петербурге, к сожалению, делом обычным.
"Сейчас хотят убрать мигрантов, запретить им работать водителями. А кто из местных пойдет на такую расстрельную - в прямом и переносном смысле- работу?" — удивляется эксперт.
Впрочем, сами автоперевозчики АТП "БАРС-2" пока не склонны слишком уж критиковать беспомощность правоохранительных органов. По мнению Тетерятника, прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы. "Я понимаю: тяжело поймать преступника-водителя, ведь он стреляет из машины на ходу и сразу исчезает, - вздыхает директор. - Можно, конечно, охрану в автобусы посадить, но кого она будет ловить, если машины с бандитами тут же уезжают?"
Тетерятник признает, что пассажиры уже стали бояться садиться в маршрутки. Предприятие пытается "усилиться" самостоятельно, пуская за автобусами машины с сотрудниками службы безопасности. Но на маршруте должны работать 20 автомобилей. Хватит ли охранников, чтобы регулярно сопровождать каждый автобус? Да и абсурдно выглядит ситуация, когда обычную маршрутку не где-то на Северном Кавказе, а в Северной столице среди бела дня должны сопровождать частные охранники.
"Мы обратились с заявлениями в ФСБ, МВД. Уже два дня раскатываем по силовым структурам. Ведутся следственные действия. Ждем", - говорит Тетерятник.
Между тем коллеги нынешних потерпевших еще весной рассказывали, что только слепо-глухо-немые либо слишком заинтересованные не знают, кто стреляет по машинам
"Обстреливают автобусы именно конкуренты-нелегалы, в самом прямом смысле слова выбивающие из строя законопослушных перевозчиков. Даже всего одно разбитое стекло как минимум на день позволяет убрать машину с маршрута, и это место занимают нелегалы", - рассказывают перевозчики.
Кстати, накануне, 1 августа, когда еще только начались первые нападения, генеральный директор Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев рассказал "Росбалту", что почему-то убежден: стрелявших и на этот раз не найдут. "Потому что легальные перевозчики никому не выгодны. А выгодны нелегалы. Догадайтесь, почему", - заметил эксперт.
Между тем сторожащий в Автово свои поврежденные автобусы Андрей Тетерятник взял у корреспондента "Росбалта" номер телефона, заметив при этом: "Наверняка и завтра в нас снова стрелять будут. Хотите - приезжайте потом посмотреть".
Марина Бойцова