Posted 30 июля 2013, 09:10
Published 30 июля 2013, 09:10
Modified 31 марта, 18:00
Updated 31 марта, 18:00
В культурной столице Черногории, приморском городе Герцег-Нови, проходит выставка эскизов и костюмов самой знаменитой сербской (югославской) художницы Ольги Иваницкой (Оля Иваницки). Открытие выставки приурочено к 200 летию со дня рождения одной из ключевых фигур Черногории - "владыки" Петра Второго Негоша.
Иваницкая создала серию костюмов "Негош", вдохновившись масштабной фигурой Петра Негоша, правившего черногорскими землями с 1830 по 1850 год.
Став властителем страны в 17 лет, Петр Негош заложил основы Черногории как самостоятельного государства. Негош провел разграничение границы с Австрией, отстаивал независимость от Турции, усмирял межклановые усобицы.
При этом он был высокообразованным человеком и многими считается лучшим поэтом, из всех писавших на сербском языке. Негош был тесно связан с православной церковью и являлся не только владыкой, но и митрополитом Черногории.
В своей внешней политике он был ориентирован на Россию и неоднократно посещал Петербург. Тесно связан он был и с российской православной церковью.
Ольга Иваницкая - известнейший художник авангардист, скульптор, архитектор и дизайнер. Русская по происхождению, из семьи эмигрантов, бежваших в Сербию после революции. Образование получила в Белграде, продолжила обучение в США.
В шестидесятые годы именно она познакомила Белград с поп-артом и новыми художественными течениями. Согласно опросам общественного мнения, признавалась в Югославии лучшим художником двадцатого века, была включена в топ-200 мировых интеллектуалов по версии Биографического центра Кембриджского университета, фигурировала в списке легендарных личностей двадцатого века, женщин-легенд.
Умерла Иваницкая в 2009 году в Белграде. Мало известна она, кажется, только в России.
На экспозиции представлены костюмы и сумки из серий "Негош" и "Империя", а также немало эскизов - как на тему властителя Негоша, так и на российские темы.
В них чувствуется исконная российская пышность и державность, переданные через черногорские мотивы и символы.
Выставка развернута в одной из галерей, расположенныой на красивейшей площади Герцег-Нови - площади Белависта. Впрочем, выставка не замкнута в пространстве галереи, элементы экспозиции расположены и на самой площади, вокруг церкви Михаила Архангела, где, ксатати, происходило торжественное открытие экспозиции.
Обустройством пространства для экспозиции занимались монахини, во время торжественного открытия звуком и общей организацией также ведали представители церкви.
Для россиян видеть это странно. Художественный авангард и православная церковь, как правило, плохо ладят в России, а вот на черногорской земле они уживаются вполне органично. И монахини, хлопочущие вокруг выставленных в галерее смелых бальных платьев, совсем не кажутся чем-то странным.
Впрочем, Иваницкую многие называли любимицей ангелов.
Татьяна Чеснокова