Posted 29 июля 2013, 10:23
Published 29 июля 2013, 10:23
Modified 31 марта, 18:02
Updated 31 марта, 18:02
Глобальное потепление может оказаться не таким уж продолжительным, а относительно благоприятные условия для развития Северного морского пути и разработки арктического шельфа — временным явлением.
Пока отклонения от любимой голливудской темы таяния арктических льдов и всепланетной экологической катастрофы, вроде, ничто не предвещает. В сентябре 2007 года площадь льдов в Арктике составила 4,2 млн км (на 30% меньше среднего значения за предыдущие три десятилетия), а в сентябре 2012 года - уже 3,4 млн км. По прогнозам исследовательской группы NCAR&UCAR, в 2040-е годы таяние продолжится, а небольшие массивы льдин сохранятся лишь на севере Гренландии.
«Условия сейчас настолько благоприятные, что мы возвращаемся к проекту атомного ледокола «Лидер», - сообщил начальник штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян. По его словам, российские ледоколы совершают туристические круизы на Северный полюс в летний сезон, и уже сейчас не всегда удается найти достаточно прочную льдину, чтобы туристы могли устроить там барбекю.
Сегодня парниковый эффект выгоден исключительно России, поскольку свободная ото льдов полоса моря имеется лишь в российской экономической зоне. Здесь Москва может устанавливать свои правила и не опасаться, что просто флага на морском дне будет недостаточно, чтобы пресечь все попытки покуситься на эту территорию.
В частности, нынешняя ситуация в Арктике открывает большие возможности для Северного морского пути, который российское руководство уже давно лоббирует в качестве альтернативы транспортному коридору из Азии в Европу через Суэцкий канал. Северный морской путь может служить каналом для поставки российских грузов нефти из месторождений Варандей (10-12 млн тонн), Приразломная (5-7 млн тонн), Новопортовская (до 5 млн тонн), а также СПГ с Ямала, продукции других российских компаний. Кроме того, через него можно осуществлять транзит СПГ из Норвегии в Азию в объеме 4 млн тонн. По оценке экспертов, сейчас имеющиеся мощности позволяют ежегодно перевозить по этому маршруту около 50 млн тонн. СМП сокращает путь из Роттердама в южно-корейский Пусан и японский Кобе на 10 дней, в китайский Нингбо – на 6.
Однако у него есть и узкие места. Сезонный характер эксплуатации не позволяет развивать регулярные контейнерные перевозки, скорость передвижения во льдах может быть гораздо ниже, чем через Суэцкий канал, малые глубины в проливах делают невозможным использование крупных судов, и, самое главное, на трассе отсутствуют порты, способные принимать и оказывать техническую помощь крупным судам. Участники проекта знают про риски, которыми чреваты отсутствие ремонтной инфраструктуры и невозможность сменить команду, поскольку «советское наследие» уже давно не поддерживается и фактически развалилось.
Тем временем в спину России начинают смотреть азиатские тигры, недавно вошедшие в Арктический совет. Особенно активен, разумеется, Китай. Поднебесная переоборудовала бывшее российское ледовое судно, объявила его ледоколом и недавно с большой помпой прошла в достаточно высоких широтах. Китайцы также заказали проект атомного судна в Финляндии, и есть данные, что они рассматривают проект атомного ледокола, рассказал Арутюнян.
Однако всем участникам «битвы за Арктику» следует учесть один немаловажный нюанс: наряду с прогнозом всемирного потепления есть и обратный прогноз – всемирного похолодания. «Парниковая теория имеет много слабых мест. Главная проблема состоит в том, что содержание углекислого газа в атмосфере мало, и его парниковые свойства гораздо ниже, чем у водяного пара. Парниковая теория завышает парниковый эффект, потому что 85% влияния приходится на водяной пар и только 15% - на углекислый газ», - заявил на недавнем "круглом столе", посвященном развитию Северного морского пути, начальник центра ледовой и гидрометеорологической информации ФБГУ «Арктический и антарктический НИИ» Сергей Бресткин.
По оценке ААНИИ, содержание углекислого газа в атмосфере слабо зависит от индустриальных выбросов, и антропогенная эмиссия - маленькая по сравнению с выбросами мирового океана. В ближайшие 5-10 лет развитие ледниковых процессов в Арктике будет происходит на фоне того, что температура будет превышать средние значения, однако затем начнется понижение, которое достигнет своего максимума в 2030-2040 годы. «Факт начала перехода климата от потепления к похолоданию уже зафиксирован. С 2008 года прекратилось увеличение средней температуры. Количество льда в Арктике будет запаздывать. Большая площадь воды приводит к тому, что океан поглощает больше солнечного света. Максимум «ледовитости» специалисты ожидают к 2030-2040 годам», - отметил Бресткин.
Владислав Кузьмичев