Posted 5 июля 2013, 16:20
Published 5 июля 2013, 16:20
Modified 31 марта, 18:21
Updated 31 марта, 18:21
Кто будет защищать Виктора Януковича, если вся Украина станет одной большой Врадиевкой? Нищая армия? Разложившаяся милиция? Вряд-ли. Похоже, единственные 3000 спартанцев, обязанных умирать и убивать за гаранта служат в Государственной службе охраны.
Египет в очередной раз доказал: мало быть президентом, нужно еще и не стать после этого заключенным. Взобраться на верхушку пирамиды мало, надо уметь удержаться там, а, в идеале, продумать еще и обратную дорогу. И в этом смысле у любого главы государства есть несколько вариантов.
Есть процедура. Побузил в главном кресле два срока – добро пожаловать на дачу, писать мемуары. Получишь фонд имени себя, право читать лекции и выступать в роли Диоклетиана, расхваливающего выращенную своими руками капусту. Ты можешь быть никчемным руководителем и демагогом, но твоя сменяемость дает системе шанс на вменяемость. Украинский президент эту заповедь нарушил, посадив Юлию Тимошенко.
Есть армия. На гвардейских штыках сидеть больно, но надежно – не соскочишь. Будешь ломать через колено порядки, реформировать устои, жечь сердца при помощи глаголов в повелительном наклонении. Нужно только сделать армейскую касту уважаемой и благоденствующей. Но украинский лейтенант получает 200 долларов, армию сокращают, а активы – распродают. Министр – бизнесмен, сделавший капитал на торговле земельными участками. Военные парады не случайно проходят без единого патрона в подсумках – рисковать на трибунах никто не собирается.
Есть милиция. Сулишь им право на исключительность в обмен на лояльность. Для пущей стабильности указываешь обществу на внутреннего врага. Милиции назначаешь этого самого врага побеждать. Любые перегибы объявляешь оправданной жестокостью в ответ на происки недругов. Гарантируешь правоохранителям народное оправдание их действий. Но в Украине милиционеров все чаще бьют. В случае потрясений, они первые пойдут в расход. Какой смысл для них быть гарантом для «гаранта»?
Но если Украина вспыхнет как одна большая Врадиевка, то на помощь первому лицу придут его личные «преображенцы». Как и все их постсоветские коллеги они тоже росли из девятого управления КГБ – того самого, что многие десятилетия защищало тела вершителей чужих судеб. В Украине государева гвардия называется «Управлением государственной охраны». Ее штат оставался неизменным последние двадцать лет – 2 993 сотрудника.
Партия регионов во времена Виктора Ющенко всячески пыталась это управление демилитаризовать. Твердила о том, что это правоохранители, а потому ничего «серьезного» им в руки давать нельзя. Предлагало лишить сотрудников звания военнослужащих. Спустя несколько лет смена власти помножила на ноль все эти бравурные заявления. Отныне на выставках спецподразделений президентская гвардия занимает первые страницы фотобуклетов.
По степени оснащенности, президентская гвардия мало отличается от легендарного подразделения «Альфа». В их распоряжении не только американские снайперские винтовки и русские специальные тактические автоматы, но и самые продвинутые средства личной экипировки. Издание «Экономическая правда» не поленилась посчитать: один лишь шлем сотрудника (модель Ops-Core Fast Carbon производит бостонская компания Ops-Core, Inc.) вместе с защитной маской, наушниками, разгрузочным жилетом и перчатками стоит $2,5 тысячи.
Журналисты пишут о том, что не все сотрудники службы – это «псы войны». Что большинство из них – вполне заурядные трудяги, которые работают сутки через трое за зарплату в $400, бесплатную униформу и медобслуживание. Но именно эта структура – ближе всего к президентскому телу.
Украинская военизированная реальность вообще чрезвычайно показательна. В армии служат 184 тысячи человек, из которых 60 тысяч министр обороны в ближайшее время собирается отправить в отставку. Зато во внутренних войсках служат 35 тысяч человек, а в милиции – еще 350 тысяч. Но, несмотря на всю иллюстративность цифр, украинских правоохранителей крайне сложно назвать опорой режима.
Потому что полностью доверяют милиции лишь 0,8% граждан страны. Если учесть, что в рядах МВД служат около 1% граждан, то, получается, что доверяют милиционерам только лишь они сами. И вряд ли в этом смысле обитатели кабинетов отличаются от обитателей улиц.
А потому, если Украина вспыхнет как одна большая Врадеевка, то единственной опорой Виктора Януковича станут все те же 2993 сотрудника управления госохраны. Правда мировой опыт доказывает, что гвардия совсем не обязательно выступает панацеей от переворота. Иногда она становится его катализатором.
Павел Казарин