Posted 27 июня 2013, 14:23
Published 27 июня 2013, 14:23
Modified 31 марта, 18:29
Updated 31 марта, 18:29
Приостановка Минюстом на полгода деятельности ассоциации «Голос», занимающейся мониторингом нарушений на выборах - серьезный симптом, наглядно демонстрирующий, куда движется нынешняя российская власть. Таково общее мнение руководителей «Голоса» и экспертов, с которыми побеседовал корреспондент «Росбалта».
Очевидно, что так называемая «приостановка» работы ассоциации - лишь один из последовательных шагов на пути к ее ликвидации. Об этом корреспонденту «Росбалта» заявил заместитель исполнительного директора «Голоса» Григорий Мельконьянц.
Он отметил, что этот шаг Минюста не стала сюрпризом для руководителей «Голоса», поскольку они видели, что министерство «было решительно настроено на ликвидацию ассоциации».
Напомним, что Минюст настойчиво требовал, чтобы «Голос» дал согласие на его включение в реестр «иностранных агентов». Однако Мельконьянц считает это нелепостью, потому что, по его словам, у ассоциации отсутствуют признаки «иностранного агента» и нет иностранного финансирования.
По его мнению, приостановка ее деятельности в таких условиях была «политическим решением».
Сейчас «Голос» находится в стадии самоликвидации. Решение об этом приняло его руководство, опасаясь введения более серьезных санкций со стороны государства, говорит Мельконьянц.
На месте прежней организации будет создана новая — ассоциация общественных объединений «Голос», пообещал Мельконьянц.
Вместе с тем, приостановка деятельности «Голоса» дала его руководителям повод опротестовать не только этот шаг министерства юстиции, но и сам закон об «иностранных агентах», в соответствии с которым эта организация фактически была закрыта.
«Мы уже подали соответствующие документы в Европейский суд по правам человека, указав на то, как применяется этот закон, в то время когда у организации нет (иностранных) денег и она не планирует их получать, а государство, тем не менее, настаивает на том, чтобы она включила себя разряд «иностранных агентов», - сообщил Мельконьянц.
Все эти обстоятельства, считает представитель «Голоса», показывают «и несовершенство закона, и пристрастность государственных органов в преследовании независимых НКО».
По словам политолога Дмитрия Орешкина, решение Минюста о приостановке деятельности «Голоса» было абсолютно предсказуемым.
Он отметил, что ему заранее было понятно, что «ныне действующая власть будет закрывать эту организацию». «Логика властей в этом деле естественна», - считает Орешкин.
«Или есть «Голос» и те, кто сообщают о фальсификациях на выборах, и тогда надо наказывать тех, кто занимается подтасовками результатов голосования, или наказывать тех, кто схватил за руку фальсификаторов. В этой ситуации власть однозначно делает выбор в пользу наказания тех, кто сказал правду», - говорит политолог.
Предсказуемость ситуации очевидна еще и потому, что эта власть не уживается ни с правдой, ни с законом, считает Орешкин.
Политолог убежден, что власть на этом не остановится. По его словам, для наших чиновников, государственных людей, нарушающих закон, «назад по этому пути дороги нет, потому что, если они остановятся и будут сменены по закону, то рискуют попасть под раздачу» за нарушения законодательства.
Приостановка деятельности «Голоса» - часть фактически объявленной кампании по зачистке того, что еще осталось от гражданского общества в России. Такое мнение «Росбалту» высказал политолог Андрей Пионтковский.
Эксперт обращает внимание, что сейчас зачищаются не только организации, наблюдающие за выборами, но и многие другие, в частности, правозащитные НКО, такие как «За права человека» Льва Пономарева.
Нынешний замах власти, считает Пионтковский, гораздо шире, чем только давление на тех, кто борется с фальсификациями на выборах. По его мнению, речь идет о «полной зачистке информационного и политического пространства независимого от власти и не контролируемого ею».
Александр Желенин