Posted 20 июня 2013, 11:20

Published 20 июня 2013, 11:20

Modified 31 марта, 18:35

Updated 31 марта, 18:35

Куда утекли деньги на защиту ЕГЭ от утечек?

20 июня 2013, 11:20
Более 200 млн рублей ушло на то, чтобы защитить материалы ЕГЭ от распространения в Сети и предотвратить повальное списывание, и это только за последние два года. А что в итоге?

Более 200 млн рублей ушло на то, чтобы защитить материалы ЕГЭ от распространения в Сети и предотвратить повальное списывание, и это только за последние два года. А что в итоге? Задания по русскому языку стали известны за день до экзамена, по математике - за неделю, по географии и литературе - за 17 дней. Однако чиновники все еще не желают признавать, что «проект ЕГЭ» оказался провальным, и в следующем году планируют вложить еще 300 млн рублей в защиту материалов госэкзамена от утечек.

В последнее время попытки обезопасить материалы ЕГЭ от попадания в Сеть все больше напоминают игру в кошки-мышки, и какие бы усилия не предпринимали чиновники, сколько бы денег не тратили, «мошенники» все равно оказываются на шаг впереди.

Этот год не стал исключением. По словам учителя Петергофской гимназии императора Александра II, Учителя Года-2007 Дмитрия Гущина, русский язык оказался единственным предметом, экзаменационные задания к которому стали известны за день до экзамена. Пароли к остальным архивам с заданиями, размещенным на американском файлообменном сервере, появлялись заблаговременно: до экзаменов по истории, биологии, информатике оставалось три дня, до математики - неделя, до физики и иностранных языков - 10 дней, до обществознания и химии - две недели, до экзаменов по географии и литературе - 17 дней.

А между тем, на то, чтобы всего этого не произошло, государство выделяет колоссальные средства. Так, еще в 2011 году Минобрнауки на конкурсной основе выделило 28 млн рублей на разработку и апробацию комплекса мероприятий по мониторингу и контролю публикации КИМов в сети Интернет. Тогда же были размещены госзаказы на разработку технологий видеопротоколирования и видеотрансляции проведения ЕГЭ, выявление устройств сотовой связи, подавление систем мобильной связи и передачи данных в пунктах проведения ЕГЭ (38 млн руб.), на разработку открытого банка заданий (46 млн), на эксперимент по проведению ЕГЭ независимыми организациями (30 млн), на разработку компьютерного ЕГЭ (43 млн), на «совершенствование отдельных процедур ЕГЭ» (49 млн).

По словам Гущина, заказанные работы подрядчиками исправно выполняются и сдаются в министерство. Вопрос в том, что чиновники делают с ними дальше? «Если они действительно хотят внедрять предложенные разработки, необходимо инициировать изменения в законы, направлять указания по оборудованию всех пунктов проведения экзамена системой блокирования сотовой связи и прочее. Но зачем, когда можно все это просто положить на полку и отчитаться, что деньги потрачены и работы проведены, а, насколько я понимаю, у нас происходит именно так. По официальной информации, вложения за последние два года уже превысили 200 млн рублей, а изменений нет», - подчеркнул собеседник агентства.

Почему не внесены изменения в кодексы, не введена ответственность за нарушения, не глушатся телефоны в пунктах проведения экзамена? Эти вопросы пока остаются без ответа. Очевидно одно - затраты чиновников себя не оправдали.

А между тем, как сообщила журналистам вице-премьер Ольга Голодец, в следующем году планируется выделить еще 300 млн рублей на дополнительную защиту ЕГЭ от утечек. По ее словам, разработанный план уже включен в проект бюджета. Кроме того, предполагается увеличить число вариантов заданий ЕГЭ, чтобы в случае утечки какого-либо варианта, в режиме онлайн его можно было заменить на запасной. Но что помешает в следующий раз - наряду с основными - украсть и запасные?

«ЕГЭ разрушает систему общего среднего образования. В последних классах, особенно в столице, школьники переводятся на экстернат, изучают только то, что им предстоит сдавать на госэкзаменах и не имеют ни малейшего представления об остальных школьных предметах. В итоге у нас 32% населения думают, что Солнце — это спутник Земли, включая кандидатку в первые красавицы России. Поэтому предложение Ливанова я скорее поддерживаю - это заставит ребят думать о том, что в школе они получают общее образование, а не просто готовятся к ЕГЭ, - отметил парламентарий. - Думаю, все помнят, как на знаменитом диктанте на журфаке МГУ из 229 первокурсников меньше восьми ошибок на лист сделали только 18%, остальные - намного больше. А между тем, все они сдали ЕГЭ на «хорошо» и «отлично». Получается, что элементарный диктант выявляет грамотность лучше всякого ЕГЭ, изложение — способность передавать чужие мысли, сочинение — творческие способности».

Попытка исключить человеческий фактор при помощи ЕГЭ, по мнению депутата, тоже не увенчалась успехом. «Да, исчез человеческий фактор в лице принимающих преподавателей, но сохранился, и даже приумножился, в лице тех, кто составляет вопросы. А поскольку в гуманитарных науках один правильный ответ встречается крайне редко, кроме банальностей вроде дат, то, соответственно, в этой части сдача ЕГЭ тоже была провальной», - подчеркнул он.

Очевидно, в министерстве Ливанова все это тоже понимают, потому и предложили изменить процедуру приема в вузы. Но почему тогда вовсе не откажутся от ЕГЭ? Зачем продолжать вкладывать миллионы рублей в этот провальный проект?

Анна Семенец

Подпишитесь