Posted 19 июня 2013, 15:31
Published 19 июня 2013, 15:31
Modified 31 марта, 18:36
Updated 31 марта, 18:36
«Мой персональный проект для России» - так называлась финальная работа студентов из России и США, посещавших в этом семестре курс «Прошлое и будущее России в актуальных политических проектах», который я читаю на факультете свободных искусств и наук СПбГУ. Не сочтите меня пристрастным преподавателем, но презентации многих студентов, в которых они предлагали собственные варианты решения важнейших российских проблем, я слушал с куда большим интересом, чем предсказуемо штампованные выступления наших т.н. ведущих политиков – как провластных, так и оппозиционных. В том, о чем думают и что пишут сегодня молодые «непрофессиональные интеллектуалы», как мне показалось, куда больше искренности, цельности и, что самое главное, новизны. Впрочем, судите сами…
Старший преподаватель ФСИН СПбГУ Даниил Коцюбинский
Последние 13 лет многое изменили в жизни нашей страны и в умах россиян. Общество проделало огромный путь от надежд к разочарованию. От слепого доверия властям к пониманию истинного положения дел в стране. От желания стабильности к острой жажде перемен. Количество недовольных возрастает с каждым годом. Однако по какому пути России следует двигаться дальше, чтобы в очередной раз не ошибиться?
Попробуем разобрать основные идейные проекты, которые сегодня «на слуху», и из которых, судя по всему, придется выбирать, когда у страны появится шанс радикально изменить курс.
Консерватизм
Эта идеология для успешного обновления российской жизни абсолютно не годится. Консерватизм предполагает сохранение традиций. Однако в России, в отличие от Европы (где, собственно, консерватизм как идеология и зародился в конце XVIII в.), нет гражданских традиций, достойных поддержания. Свободного общества, желающего и способного участвовать в политической жизни страны, в России не было никогда. Государство всегда являлось абсолютной ценностью, а жизнь отдельно взятого человека ни во что не ставилась. Таким образом, консерватизм в российской политике – это либо вранье, то есть провозглашение никогда не существовавших устоев, либо поддержание сложившегося порядка вещей.
Правительство, выбирающее стабильность как основу проводимого курса, могло рассчитывать на успех после перестройки и буйных 1990-х, когда народ уже наигрался в новшества и демократию и затосковал по «уверенности в завтрашнем дне». Но за последние 10 лет большинство успело разочароваться в подобной «стабильности», которую правильнее было бы называть стагнацией, и захотело перемен, направленных на развитие. Сегодня России нужны реформы, притом не абстрактные, а вполне конкретные.
Либерализм
Разговор о реформах, как правило, тесно связан с либерализмом. Однако с этой идеологией ситуация в России достаточно сложная. Дело в том, что либерализм и как теория, и как практика перспективен только в случае, если исходит от самого общества, а не насаждается, как хрущевская кукуруза. В российской истории было несколько периодов, когда либеральные ценности, подобные западным, теоретически могли развиться и вывести страну на новый уровень. Но каждый раз эти идеи шли «сверху вниз». Народ не был готов к либеральным реформам ни при Екатерине II, ни в начале XIX века, ни в начале XX, ни во времена Перестройки. Таким образом, приходится констатировать, что российская государственность в ее извечном «вертикальном» виде и либерализм несовместимы. Ибо для либерального мировоззрения главное - личность, а для российской идеологии – государство.
С другой стороны, возможно, никогда ранее русский народ не ощущал такой острой потребности в либеральных переменах, как сейчас. Другое дело, что понимание, как их достичь, отсутствует.
А пока жаждущее либерализации общество недоуменно почесывает затылок, Кремль вдогонку консерватизму подает к столу свежий охранительный проект…
Евразийство
Это направление появилось еще в 20-х гг. XX века. Однако при ближайшем рассмотрении оно, как и «классический консерватизм», также оказывается непригодным для русского народа. Согласно евразийской идеологии, наши главные друзья и братья по духу – азиаты. Уже одного этого достаточно, чтобы предсказать довольно скорый крах всех евразийских начинаний Кремля, ибо подавляющее большинство россиян сегодня вряд ли согласится признать себя более близкими к Азии, чем к Европе.
К тому же идеологи евразийства слишком правдиво описывали суть русского национального характера и истории, пытаясь придать им романтический ореол. По сути, они призывали жить в условиях евразийской изоляции и автаркии, опираясь на мобилизационный режим в экономике. Однако схожий и весьма печальный опыт Советского Союза еще стоит перед глазами, и вряд ли очень многим захочется пережить его заново.
При этом евразийство практически прямым текстом говорит об исключении из общественной жизни тех, кто не согласен с идеологией. Нормы этой так называемой «евразийской политкорректности», о которой пишет, в частности, современный идеолог евразийства Александр Дугин, означают ограничение свободы слова и СМИ и не могут не вызывать протеста.
Евразийцы называют создателем России Чингисхана и призывают жить по его заветам, добавив к ним православную церковь. Однако что-то мне подсказывает, что никто сегодня не захочет жить, «как при Чингисхане», находясь в жесткой оппозиции к Западу и обнимаясь с авторитарными режимами Центральной Азии. Да и назойливое внедрение православия в общественную жизнь РФ вызывает сегодня все большее недовольство и протесты со стороны самых широких социальных кругов, особенно молодежи.
Поэтому единственный результат, которого добьется российская власть, если начнет назойливо насаждать евразийскую идеологию, это резкого усиления напряженности в обществе.
Русский национализм
Этим, как нетрудно понять, тут же воспользуются националисты, которые сегодня позиционируют себя как «оппонентов власти». Среди требований, которые они выдвигают, есть немало того, что выглядит вполне демократичным: конституционная реформа и ограничение полномочий президента, равенство субъектов РФ, перераспределение налогов в пользу регионов, подотчетность полиции гражданам и др. Эти положения вполне могут получить поддержку со стороны части населения.
Однако суть русского национализма — совсем в другом. И потому об этой идеологии также не следует говорить как о полезной и перспективной. Защита русского населения - при том, что абсолютно не понятно, где проходит граница между русскими и нерусскими (сами русские националисты на этот вопрос тоже конкретного ответа не дают) — может превратиться в произвол власти, которая сама себя решит объявить «русской национальной». При этом реальное отстаивание прав и русских, и представителей национальных меньшинств куда более успешно может осуществляться в рамках другой идеологии – например, того же либерализма. Таким образом, под видом «национал-демократизма» русские националисты, по сути, протаскивают идею новой авторитарной диктатуры, что вряд ли соответствует истинным ожиданиям большинства населения.
Тем не менее, у русского национализма сегодня – серьезный потенциал. Резкий крен в антимигрантскую риторику (идея высылки нелегальных мигрантов и ужесточения предоставления приезжим российского гражданства) хорошо резонирует с весьма популярными сегодня ксенофобскими настроениями.
Есть ли в идейном арсенале у российского общества что-то, помимо чахлого либерализма и еще более чахлой социал-демократии, способное противостоять национализму и прочим агрессивным доктринам?
Регионализм
Таким противовесом мог бы стать регионализм. Однако сегодня практически ни одна из регионалистских программ не предлагает конкретных действий, хотя взаимоотношения центра и регионов занимают одно из первых мест в списке государственных проблем.
Игнорировать дальше эти назревшие трудности невозможно по нескольким причинам. Во-первых, потому что существующая имперская политика препятствует развитию страны. И во-вторых, если центр не проявит инициативу, то в ближайшем будущем регионы могут сами заявить о себе и своих желаниях, притом в весьма бескомпромиссной форме. Сегодня еще сохраняется шанс предотвратить дробление страны на множественные образования, просто предоставив регионам большую независимость, более равномерно распределив налоги, обеспечив свободные выборы губернаторов и эффективную, а не показную борьбу с коррупцией… Подобные меры, вполне возможно, приведут к тому, что никого не придется удерживать силой в составе государства. Надо сделать так, чтобы территории не хотели отделяться от России.
Просвещение в массы!
А вообще, мне кажется, что все российские идеологии так и останутся никому не нужным словесным хламом и не приведут страну ни к чему лучшему, пока в России не изменится подход к образованию — ведь оно является гарантом развития и общества, и государства. Но как привить русскому человеку стремление к знаниям, другое отношение к самому процессу обучения, и где взять людей, способных учить новое поколение?
Наиболее очевидные меры: пересмотр школьной программы (особенно учитывая последние антиобразовательные «новшества»), отмена ЕГЭ, привлечение иностранных преподавателей в вузы, предоставление грантов частным лицам на развитие образовательной системы.
Народ должен, наконец, научиться вести себя хотя бы минимально политически разумно и ответственно. Любые общественные инициативы обречены на провал до тех пор, пока люди не поймут, чего они хотят, и не осмелятся, наконец, стать творцами собственной судьбы.
Мария Соколова, студентка СПбГУ
Продолжение читайте здесь