Posted 18 июня 2013, 15:23
Published 18 июня 2013, 15:23
Modified 31 марта, 18:37
Updated 31 марта, 18:37
Всемирно известные петербургские пригороды Пушкин, Павловск, Петродворец, Гатчина, Стрельна и Ломоносов могут лишиться охранного статуса ЮНЕСКО. С соответствующим предложением в комитет по всемирному наследию обратилась Российская Федерация. Автором инициативы называют власти Петербурга. Общественность считает подобные планы государственным преступлением.
16 июня в столице Камбоджи начала свою работу 37-я сессия комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже первые новости из Пномпеня оказались скандальными. Выяснилось, что Российская Федерация направила в комитет так называемую «пересмотренную серийную таблицу номинации». Документ подразумевает корректировку границ и состава объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Это первый отечественный объект, который был включен в список всемирного наследия теперь уже в далеком 1990 году.
Корректировка носит глобальный характер. Документ подразумевает, что охранный статус ЮНЕСКО должны потерять буквально все петербургские пригороды - Пушкин, Павловск, Петродворец, Стрельна, Гатчина, Ломоносов. «Под нож» должны пойти многочисленные исторические усадьбы пригородов: архитектурно-ландшафтные комплексы Александровской дачи, дачи Самойловой, дачи Шереметева, Орловской усадьбы, Львовской усадьбы, усадьбы Стейнбок-Фермора, мемориальное Комаровское кладбище, Невский пятачок, Сестрорецкий завод и другие объекты.
Изначально автором поправок называлось Министерство иностранных дел РФ. Называлось, как выяснилось ошибочно. Дело в том, что именно при МИДе работает комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, а следовательно, именно через структуры этого министерства строятся официальные контакты с комитетом всемирного наследия. Однако, по большому счету, роль «Смоленской площади» на сессиях невелика. Она сводится к банальной передаче тех предложений, которые были подготовлены на уровне администраций городов.
Представители министерства опровергли свою причастность к скандальным корректировкам. «МИД России не предлагал исключить из списка объектов ЮНЕСКО «Исторический центр Петербурга и связанные с ним группы памятников», - написал в своем микроблоге в «Tвиттере» заместитель министра Геннадий Гатилов. «Сообщения на этот счет некоторых СМИ не соответствуют действительности», - добавил он.
Отметим, что в пресс-службе МИДа корреспонденту «Росбалта» не смогли оперативно ответить на вопрос о причастности министерства к документу и затруднились назвать имя чиновника, возглавляющего делегацию РФ в Пномпене.
Представители градозащитного сообщества Петербурга склонны считать, что инициатором поправок выступает Смольный. Формально это предположение подтверждают и слова представителя комитета государственного контроля, использования и охраны памятников Алексея Михайлова. Выступая на заседании комиссии по культуре ЗакСа, он сообщил, что направленный в ЮНЕСКО документ является «предварительным», а не рабочим.
Действительно, «пересмотренная серийная таблица номинации» прикреплена к документации 37-ой сессии комитета в разделе «для сведения» и является приложением. Однако, как известно, все начинается с приложений, а потом получает официальный статус. К тому же подобными инициативами в комитет обращаются не в первый раз.
Так, в 2011 года в Петербург приезжала делегация экспертов ЮНЕСКО на Международный форум по оценке разных предложений по определению границ, буферных зоне объектов всемирного наследия «исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Представителям ЮНЕСКО был представлен и доклад «Архитектурной мастерской Н.Ф. Никитина», который также подразумевал сокращение в Петербурге зон всемирного наследия. Участники мероприятия двухгодичной давности склонны считать, что, подготавливая корректировочную таблицу, в КГИОП ориентировались именно на этот доклад.
Инициатива по исключению из состава объектов всемирного наследия ЮНЕСКО была воспринята в штыки неравнодушным к сохранению историко-культурного наследия сообществом.
Например, известный писатель Михаил Веллер рассказал, что у него просто не укладывается в голове, как можно оставить Пушкин, Павловск, Гатчину, Стрельну, Петродворец и Ломоносов без охраны. «У меня просто нет цензурных слов. Мысль только одна: ЧК, кожаная куртка, маузер, стенка. Это государственное преступление. Я не сказал, что призываю к расстрелу. Я говорю, что на него навевают мысли, а над нашим подсознанием мы не властны», — сообщил Веллер.
«Все это говорит о том, что жадность превысила все мыслимые границы. Это те меры, которые провоцируют народ на тот самый бунт, бессмысленный и беспощадный», — отметил писатель
Депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев в свою очередь отметил, что он абсолютно не понимает, почему подобные документы готовятся в тайне. До сих пор никто из заинтересованных лиц так и не видел исходного документа. Эксперты не привлекались ни к его подготовке, ни к обсуждению. Заинтересованное сообщество обо всем узнает уже постфактум. «Документ был подготовлен секретно. Это стало для всех сюрпризом. При этом надо понимать, что это позиция городских властей. Получается, что в пригородах объектами наследия останутся только дворцово-парковые ансамбли и музеи-заповедники. Остальное будет вычеркнуто к чертовой матери», - не постеснялся в выражениях Ковалев.
Директор государственного музея заповедника «Царское село» Ольга Таратынова сообщила, что, по ее информации, действительно охранный статус может быть снят не с музеев-заповедников, а с городов, которые выросли вокруг императорских резиденций. При этом она считает, что сам город Пушкин исключать из списка памятников, находящихся в ЮНЕСКО, не стоит.
По ее словам, Пушкин, несмотря на то, что он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, является городом с выдающейся архитектурой. Послевоенная застройка была проведена очень качественно. «Пушкин - это своего рода образец. Здесь очень корректно, качественно, без каких-либо высотных доминант была проведена современная застройка. Конечно, было бы лучше, если бы город сохранил за собой статус памятника. Пушкин действительно этого достоин», — рассказала Таратынова.
При этом директор ГМЗ «Царское село» отметила, что статус ЮНЕСКО, как показывает практика, не очень хорошо защищает памятники истории и культуры. Статус больше носит имиджевый характер.
В свою очередь новый глава комитета по культуре Василий Панкратов, до недавнего времени возглавлявший ГМЗ «Гатчина», сообщил, что пока никакой информации по вопросу исключения пригородов из объектов всемирного наследия в его ведомство не поступало. Однако он отметил, что наличие вхождения памятника в список ЮНЕСКО не являлось доводом в пользу его дополнительного финансирования.