Posted 14 июня 2013, 10:20
Published 14 июня 2013, 10:20
Modified 31 марта, 18:41
Updated 31 марта, 18:41
ЛИСИЧАНСК, 14 июня. В городе Лисичанске Луганской области сложилась без преувеличения предреволюционная ситуация. За последние годы там остановились почти все промышленные предприятия, пишет блогер frankensstein у себя в ЖЖ.
Доведенные до отчаяния жители штурмуют городской центр занятости и пытаются найти хоть какой-то заработок, но в городе почти не осталось работающих производств. В настоящее время в нормальном режиме работает лишь одна шахта - на остальных предприятиях сокращения, долги по зарплате и бесплатные отпуска.
Недавно жители города решились на беспрецедентный для Донбасса шаг – 4 июня представители местной громады на сутки захватили малый зал заседаний горсовета, потребовали немедленного созыва внеочередной сессии и отставки местной власти. Помещение освободили лишь после того, как власти согласились провести внеочередную сессию горсовета 18 июня.
Лисичанск считается родиной донецких шахт. В 1796 году в этом городе заложили самый первый угольный рудник, с которого и началось освоение Донбасса. В советские годы Лисичанск старались переориентировать на химическую промышленность, понимая, что уголь не бесконечен, и вот, в начале ХХІ века все опять вернулось к углю. Четыре шахты ГП «Лисичанскуголь» в отличие от предприятий химпрома, еще работают, но и их настигли проблемы украинских угольщиков. Топливо лежит на складах, работники отправляются в отпуска, перспективы отрасли туманны.
Индустриальные гиганты начали выбывать из строя один за одним. Первым пошел ко дну Лисичанский завод резинотехнических изделий. Как и ряд других предприятий Луганской области, он стал жертвой экс-губернатора Александра Ефремова, который заставлял руководство луганских предприятий приобретать газ у подконтрольного ему ЗАО «Фонд» по завышенным ценам и таким образом загонял их в искусственные долги. Этой структурой был доведен до банкротства и стерт с лица земли Стахановский коксохимический завод. Тем же образом был уничтожен губернатором и лисичанский завод РТИ.
Жертвой сомнительных махинаций стал и другой флагман лисичанской промышленности – завод «Лиссода». Еще недавно завод был вторым по величине производителем соды на Украине, а его продукция была хорошо известна каждой украинской домохозяйке, но теперь соду в Лисичанске больше не производят. Завод не просто остановился – он перестал существовать физически. В настоящий момент собственник равняет его с землей бульдозерами.
Проблемы у завода начались после смены собственника. В 2008 году «Лисичанскую соду» купил «Бинбанк» чеченского миллиардера Микаила Шишханова, который почти сразу заморозил все инвестиционные проекты и прекратил внешнюю поддержку завода. В 2009 году завод полностью остановил производство, а в 2010 его стали понемногу разбирать на металлолом. Возмущенных сотрудников заверяли, что никакого уничтожения не ведется, и завод вот-вот заработает, но этого так и не произошло.
К настоящему времени от «Лиссоды» не осталось почти ничего. Останки нескольких цехов разбивают при помощи строительной техники. Основные постройки взорвали этой весной. Весь металлолом, включая уникальную канатную дорогу, протяженностью 16,5 км, вырезали еще в прошлом году.
Канатная дорога служила для соединения «Лиссоды» с Белогоровским меловым карьером. Вагонетки весом больше тонны, двигавшиеся по дороге со скоростью 9 километров в час, доставляли сырье с карьера на завод. Канатная дорога поддерживалась 147 металлическими опорами. Благодаря им, она стала особенно лакомым куском после уничтожения содового завода. Теперь увидеть ее можно только на фотографиях.
Ни глава города, ни губернатор, ни президент не сделали ничего, чтобы спасти мощное предприятие от полного уничтожения. Когда оттуда вагонами вывозилось оборудование, мэр Лисичанска Сергей Дунаев баллотировался по мажоритарному округу в Верховную раду. "Очевидно, вовремя смекнул, что в разоренном Лисичанске оставаться дальше нельзя. Получил мандат и укатил в Киев – воплощать лисичанский опыт в Украине. Правда, местное население поговаривает, что выборы были липовыми и победу Дунаеву нарисовали ручками с исчезающей пастой.", - пишет frankensstein.
Уничтожение «Лиссоды» просто шокировало горожан. Ведь, как правило, при продаже крупных градообразующих предприятий с любым инвестором всегда должны оговариваться инвестиционные обязательства, в случае неисполнения которых власти имеют право вернуть предприятие в госсобственность и найти ему другого владельца. Такая практика существует во всем мире. А украинские чиновники сдали уникальный завод на металлолом чеченцам, и никто не несет за это ответственности, контатирует блогер.