Posted 7 июня 2013, 14:53
Published 7 июня 2013, 14:53
Modified 31 марта, 18:46
Updated 31 марта, 18:46
Метрополитены двух столиц, чьи пассажиропотоки увеличиваются день ото дня, нуждаются в очередной проверке на безопасность. Видавшее виды оборудование не выдерживает современных нагрузок и требует замены. Иначе количество ЧП, связанных с огнем и дымом, будет только возрастать.
С разницей в восемь дней крупнейшие метрополитены страны пережили серьезные происшествия.
Вечером 27 мая было зафиксировано задымление в вестибюле станции метро "Спасская". Причиной петербургского ЧП стало возгорание двигателя одного из вагонов поезда. Пассажиров со "Спасской" пришлось эвакуировать. На полчаса было остановлено движение по четвертой линии петербургского метро.
В столичной подземке еще серьезней. 5 июня дважды происходил пожар на Сокольнической линии в тоннеле между станциями "Библиотека им. Ленина" и "Охотный ряд". По предварительной информации, причиной задымления стало короткое замыкание, из-за которого загорелся высоковольтный кабель. Закрытыми оказались шесть станций линии внутри "кольца". Пришлось эвакуировать 4,5 тыс. пассажиров. Многие проделали путь по задымленным тоннелям. В больницы попали полтора десятка человек с диагнозом "отравление продуктами горения".
Надо отметить, что петербуржцы также прекрасно представляют, что такое выбираться на поверхность по темному, пусть и не задымленному тоннелю. В августе 2010 года в городе случился масштабный блэкаут, следствием которого стала практически полная остановка движения в местном метрополитене.
Рассуждая о случившихся ЧП, сопредседатель общественной организации "Город и транспорт" Владимир Валдин отмечает, что причину аварий стоит искать в устаревании технических систем. Природа аварий в подземках такая же, как и у всех техногенных катастроф. Реальных вложений в реновацию, технологическое обновление всех существующих систем не производится.
"Такое впечатление, что все обслуживание технических систем сводится лишь к поддержанию работоспособности того, что было создано давным давно", - поделился своим мнением Валдин.
Руководитель комитета по безопасности МГО "Опора России" Александр Кириенков констатирует, что пассажиропоток метрополитена увеличивается с каждым днем. Подземка не совсем справляется с объемами. Следовательно, возрастает и эксплуатационная нагрузка на эскалаторы, кабели и другие механизмы.
"Сегодня говорят о том, что этот кабель нужно было заменить 10 лет назад. Это банальное разгильдяйство. При этом произошло не самое трагичное. Удалось избежать серьезного открытого воспламенения. Неизвестно, чем бы все тогда кончилось. Случившееся - тревожный сигнал метрополитену. Нужно провести тщательную проверку всего оборудования, чтобы подобного больше не произошло", - отметил Кириенков.
При этом Кириенков заметил, что ему понравилась и реакция руководства Московского метрополитена. Оно извинилось как перед пассажирами,так и жителями города вообще. Подобного раньше не было.
Зато доцент кафедры "Тоннели и метрополитены" Петербургского государственного университета путей сообщения Владимир Кавказский указывает, что подземная железная дорога - это объект повышенной опасности, но при этом метро является самой безопасной транспортной системой. Просто любое происшествие в метро, уверен он, вызывает масштабный резонанс.
"На автомобильных трассах аварии происходят каждый день. К ним люди уже привыкли. В метро же аварии единичны. Подвергать всю систему метрополитена сомнениям в безопасности было бы преждевременно и необоснованно. Это, наверное, самая надежная система, которая существует на данный момент", - заметил Кавказский.
При этом эксперт подчеркивает, что комиссия по расследованию ЧП еще не вынесла своего заключения по поводу случившегося. Поэтому огульно обвинять сотрудников метрополитена в несоблюдении техники безопасности нельзя.
Интересно, что сразу же после пожара на Сокольнической линии заговорили и о нововведениях. Так, в московском метро планируется внедрить систему слежения за мобильными телефонами пассажиров. В случае, если на какой-либо из станций случится новое задымление или иное ЧП, то на сотовый гражданина придет SMS с соответствующим уведомлением.
Эксперты отмечают, что в запуске подобной системы больше желания заработать, нежели действительно желания оповещать граждан о внештатных ситуациях. В западных странах никто не оповещает пассажиров о происшествиях при помощи SMS.
"По большинству технических решений мы отстали от мира. Правильным было бы копировать те решения, которые давным-давно опробованы и и успешно работают в наиболее продвинутых странах. Большинство таких технологий не патентовано, а специалисты обычно делятся своими достижениями. Петербургское метро маленькое по сравнению с Лондоном, Парижем или Берлином. Но западные достижения могут быть перенесены на нашу почву", - считает Валдин.
Заменой SMS-оповещения может быть банальное улучшение радиотрансляций. Если поезд останавливается в тоннеле подземки, то отечественный машинист в лучшем случае пробубнит в микрофон фразу "скоро тронемся". Его же лондонский коллега, оказавшись в подобной ситуации, подробно расскажет на каком именно пути застрял поезд, в чем причина остановки и сколько еще примерно придется стоять.