Лента украинского фэйсбука напоминает коллективный плач. Уставшие от правящей Партии регионов пользователи завистливо поглядывают на Турцию, неожиданно доказавшую, что протест в мусульманской стране может быть гражданским, а не исламским. «Доколе?!», - вопрошают утомленные Януковичем. «К булыжникам!», - слышится пролетарский клич пользователей макбуков. «Долой», - долетает эхо клавиш.
И не ведают они, что не будет турецкого варианта в Украине. Как не будет египетского, тунисского или (тьфу-тьфу) – сирийского.
Не потому не будет, что на Украине нет низовых ячеек мобилизации. Не потому, что не родились в стране профсоюзы и партийные ячейки на местах. Не потому, что общество не обучено забастовкам и борьбе за права. А лишь потому, что на Украине возможен только - и исключительно - украинский вариант.
Чем же Турция отличается от Украины? Людьми. И дело, как уже отмечалось выше, не в исламе.
Турецкие врачи бесплатно принимали и лечили пострадавших в стычках с полицией. Турецкие адвокаты бесплатно защищали арестованных участников демонстраций в судах. Турецкие обыватели бесплатно раздавали молоко и лимонный сок для пострадавших от слезоточивого газа. Протест против застройки парка и вырубки деревьев объединил религиозных и светских деятелей, правых и левых, курдов и турок. А над толпой реют портреты Ататюрка – главного светского авторитета страны.
А теперь, внимание, вопрос. Есть ли сегодня на Украине люди, готовые к жертвенной солидарности в рамках мирного протеста? Есть ли бессребреники, согласные помогать протестующим бесплатно, по мере сил? Нет. Чувство локтя сегодня на Украине – большая редкость, а демонстранты всех мастей демонстрируют себя почти исключительно за деньги.
Ну ладно, нет на Украине своих «ататюрков». Но ведь в Турции на баррикадах – общественные группы, а не политики. Природа турецкого общества заткнула прореху оппозиционности «низами» в отсутствие деятельных «верхов». А Украина верит в лидеров и вождей. И не верит в себя.
Даже когда семь лет назад страна в себя поверила, то ничего хорошего из этого все равно не вышло. Потому что поверили в человека, а не в принципы. На Майдане стояли за вождя, которому затем вручили флаг. И солидарность пошла на дно, потому что идеи не проигрывают. В отличие от вождей, которые могут оказаться мудаками.
А Турция стоит на площадях не за передел власти. Турки стоят еще и для того, чтобы себя уважать. И чем дольше стоят – тем сильнее уважают. И мы их тоже уважаем. А себя – нет.
Парадокс ситуации в том, что Стамбул может митинговать миллионами, но это не значит, что страна стоит на грани. На грани как раз стоит Украина, не способная мобилизоваться ни ради вырубленных деревьев, ни ради сбитых мажорами пешеходов, ни ради оскорбленного чувства собственного достоинства. Тело не реагирует на раздражители. Кардиограмма почти без всплесков.
И пока 59% украинцев будут считать, что Украине не хватает «сильной руки» - ничего не изменится. «Сильная рука» в стране воспринимается как индульгенция на безответственность. Ибо записано в скрижалях национального менталитета «Да будет хата ваша с краю». Чего уж тут говорить?
Павел Казарин