Posted 5 июня 2013, 10:14

Published 5 июня 2013, 10:14

Modified 31 марта, 18:49

Updated 31 марта, 18:49

Купить ЕГЭ и узнать правду

5 июня 2013, 10:14
Сергей Лесков
Скандалы, в которых погрязла система Единых государственных экзаменов, - это приговор, но не столько школьному образованию, сколько всему обществу, которое категорически не хочет жить честно, предпочитая нарушать закон.

Главный скандал последних дней - школьный ЕГЭ. В 2013 году общий объем экзаменационных работ, заранее выложенных в социальных сетях, вырос в 17 раз. Уже бессмысленно говорить о недостатках ЕГЭ, они блекнут на фоне тотального обмана. Семнадцатикратный рост - это приговор, но не столько школьному образованию и системе ЕГЭ, сколько всему обществу, которое категорически не хочет жить честно и предпочитает нарушать закон.

Во всех развитых странах ЕГЭ введен со своими национальными особенностями, и подобные скандалы никогда не случались. Тот путь, который избрал весь мир, мы решили перепахать. Впрочем, если мы не уважаем выборы, как мы можем уважать ЕГЭ?

Единый государственный экзамен был введен в России с 2009 года, до этого проходил обкатку. Нарекания носили локальный характер. Помню, в 2007 году премьер-министр Михаил Фрадков очень ругался, что в Интернет просочились результаты ЕГЭ.

Имя Фрадкова полузабыто, ругается другой премьер, но это странно, потому что год от года ситуация с Единым государственным экзаменом только ухудшается. Учиться не надо, лучше учиться списывать и договариваться.

Скандалы вокруг ЕГЭ гремят во всех российских регионах - от Камчатки до Северного Кавказа. Любимая школа, где когда-то горели чистые сердца, превратилась в один из самых коррумпированных и беспринципных государственных институтов. По данным МВД, коррупционные потоки после введения системы ЕГЭ выросли в полтора раза, хотя главным аргументом в пользу ЕГЭ было, как казалось его сторонникам, неизбежное снижение тотального воровства при поступлении в вузы.

На анонимных файлообменниках, приписанных к безопасной загранице, выложены архивы с полными комплектами экзаменационных заданий по всем предметам. Архивы защищены паролями, снять которые можно всего за несколько тысяч рублей. Впрочем, часто «не парятся», и поступают проще – задания за учеников решают учителя. Это более дорогая услуга, поскольку дело имеешь с живым человеком.

Так или иначе, кадры, снятые во время ЕГЭ, которые вывешены в Интернете, рассказы школьников, признания родителей, опрокидывают все иллюзии. Самое печальное, что мораль и закон попираются в том возрасте, когда по законам естества полагается быть преисполненным высоких порывов.

Не возьму в толк, почему взрослые ограждают подростков от алкоголя и порнографии, но снисходительно смотрят на погружение в мир коррупции, мошенничества и воровства? Или это уже наш образ жизни?

Каждый год школьный аттестат получает в полтора раза больше человек, чем служит на срочной службе в армии. Но армия школьников не желает жить по уставу, который утвержден государством. Молодое поколение не желает честно сдавать ЕГЭ и честно поступать в вуз. Честно работать потом это поколение тоже не захочет.

Бунт достиг таких пределов, что всех на гауптвахту не посадишь. Впрочем, говорить о бунте неправильно, поскольку он исподволь поощряется местной властью, а редкие наказания носят демонстративный характер

Дело в том, что от результата ЕГЭ зависит благосостояние каждой школы, ведь за успехи в образовательном процессе выписываются большие гранты, как, например, в Москве. Кроме того, средний балл ЕГЭ является важным критерием оценки деятельности мэра или губернатора перед высшей властью.

Не приходится удивляться, что система приписок, существующая и разъедающая многие области, девятым валом накрыла школу.

Если министры и губернаторы толпятся у дверей Академии наук, не имея отношения к науке, то почему юноши должны взять иные образцы? Если папа покупает диссертацию, чтобы повысить социальный рейтинг, то почему ребеночку не купить ЕГЭ, чтобы повысить проходной балл?

Символическое совпадение: накануне начала ЕГЭ был уволен заместитель министра образования и науки Игорь Федюкин, который слишком ретиво взялся выявлять фальшивые диссертации в среде депутатов. В итоге по поводу шквала нарушений вокруг ЕГЭ запуганное министерство стыдливо помалкивает.

Любопытно проследить трансформацию нашего отношения к ЕГЭ. Образовательная реформа вместе с одиозным Единым госэкзаменом была разработана в Высшей школе экономики, университете нового, прозападного типа, созданного по инициативе Гайдара.

Сейчас ясно, что полные благих предначертаний экономические реформы Гайдара из-за книжных представлений об экономике дали совсем иной результат, но точно так же школа споткнулась о суровые российские реалии, о которых идеалисты-реформаторы имели отдаленное представление.

Поначалу главной причиной недовольства ЕГЭ были экзаменационные результаты. Мы долго верили в миф, что наша школа – лучшая в мире, а смекалкой мы превосходим все прочие народы. Но ЕГЭ ударил обухом: в 2010 году по великому и могучему русскому языку «неудов» было больше 11%, а по литературе и математике четверть выпускников принесли в ранцах «двойки».

Как же так, кипел возмущенный разум, ведь мы – самая читающая страна в мире, а по математике наш Перельман умен настолько, что ему даже миллион не нужен. Быть не может! Виноваты отвратительные тесты - не надо быть семи пядей во лбу.

Спору нет – тесты на ЕГЭ нуждались в совершенствовании. Но у ЕГЭ есть достоинства – ускорение социальных лифтов, возможность одаренным юношам из провинции поступить в прежде недостижимые вузы.

Кстати, в самой Высшей школе экономики, которая первой самоотверженно приняла ЕГЭ, набор оправдал новую систему. Но в ВШЭ для студента потогонная система, лоботряса туда калачом не заманишь. Так же и во многих технических вузах, где со студента семь потов сходит, на ЕГЭ жалоб не слышно.

После введения ЕГЭ количество иногородних студентов в ведущих вузах выросло на 15%, ребят из сельской местности – на 10%. Даже в элитарном МГУ!

Но есть сладкие вузы и сладкие места – юристы, экономисты, врачи. Прежде такие вузы назывались взяткоемкими. Что изменил ЕГЭ? Коррупция непобедима - придумана новая схема. Каждый год я держу в руках списки первокурсников лучших медицинских вузов. Впечатление, что читаешь реестр прихожан в мечети. Если ситуация не изменится, очень скоро специалистов в этих областях в стране не останется.

Мы объявили курс на «общество знаний», но быстро выяснилось, что знания нам «до фонаря». Согласиться с тем, что ЕГЭ показал реальную картину качества образования и состояния морали в России очень трудно. Требуется способность честно взглянуть правде в глаза. Учителя не могут смириться с тем, что учат плохо, родители – с тем, что воспитывают бездельников, губернаторы – с тем, что система образования деградирует, все мы – с тем, что смирились с обманом и бесчестьем. ЕГЭ виноват, потому что сказал правду.

ЕГЭ – неприятное зеркало. Чтобы не смотреться в него, мы просто купили ЕГЭ. Хотя цена непомерно высока. Покупая ЕГЭ, мы продаем свое будущее.

Сергей Лесков

Подпишитесь