Posted 5 июня 2013, 06:18
Published 5 июня 2013, 06:18
Modified 31 марта, 18:50
Updated 31 марта, 18:50
Что изменилось за три с лишним года президентства Януковича для рядового жителя Донбасса? В большинстве случаев вам ответят — стало только хуже. Клан президента буквально раздавил земляков.
Сегодня посещение Донецкой области даже искушенного человека, привыкшего к политическим метаморфозам, может ввести в замешательство. Регион, еще недавно оказывавший безоговорочную поддержку нынешнему президенту Украины, затаил недовольство. Пока что тихое, но никто не знает, где и когда людей “прорвет”.
Нет, конечно же, социологические опросы показывают, что Донбасс и сейчас отдает предпочтение Януковичу и Партии регионов. Но у местного избирателя просто нет альтернативы в виде других политических проектов, а за оппозицию он пока голосовать не готов. И все же, власть несет в регионе потери не в относительных, а в абсолютных цифрах. В период с 2006 по 2012 год, а за это время прошло три парламентские кампании, число жителей Донецкой области, отдавших голоса за ПР, сократилось на 580 тысяч, с 1, 85 млн. до 1, 27 млн., - то есть на треть. Молчаливый протест выражается чаще всего в неявке на избирательные участки.
Если сразу попытаться дать ответ на вопрос, почему область, давшая Украине Януковича, начинает от него отворачиваться, то он окажется прост: происходящее связано с жадностью украинского президента, с его стремлением обогащаться любой ценой, и с каким-то средневековым безразличием по отношению к своим землякам, да и прочим украинцам.
Отметил для себя, что у знакомого предпринимателя, занимающегося угольным бизнесом, при упоминании в разговоре действующей власти прорывается в основном непечатная лексика.
Весь сбыт угля на Донбассе контролируется старшим сыном Януковича — Александром. Цены такие, что продать свой уголь Януковичу-младшему можно только ниже себестоимости.
Или лучше продать ему саму шахту? Тоже вполне вероятный сценарий. Причем, законы жанра таковы, что и тут цену будет диктовать покупатель. А то ведь и бесплатно отберет.
Такие же разговоры с людьми лучше любой статистики дают информацию о том, что предприятия в регионе закрываются или приостанавливают работу. Встали во многих случаях даже “копанки” - нелегальные шахты, на которые и власть, и милиция закрывали глаза длительное время, но на которые нашлась управа, как только “Семье” понадобилось монополизировать рынок.
“Думали, будет лучше, а тут прижали так что...”, - говорит мой собеседник, сам носящий партибилет Партии регионов в кармане и в течении нескольких последних избирательных кампаний вкладывавший и свое время, и собственные ресурсы в будущий приход Януковича к власти.
Для людей, не имеющих прямого отношения к доминирующему на Донбассе сектору экономики — угольной отрасли, также никакого просвета не наступило. Качество жизни, состояние дорог и пенсии остались теми же, а вот цены выросли и работы нет.
Такая же ситуация и по всей Украине, но Донбасс в основной своей массе — регион депрессивный. Если отъехать от образцово-показательного Донецка хотя бы километров на 30, можно вдоволь лицезреть разрушающиеся моногорода и поселки, доживающие свой век вокруг заброшенных шахт. Там во всей красе действуют законы и правила начала 90-х годов. Никаких изменений в лучшую сторону в них не наступило.
При всем при этом из государственного бюджета на Донецкую область уходит все больше средств, в том числе на родной для Януковича город Енакиево — отдельной строкой. Но присутствие этих денег не ощущается простыми жителями края. Дело дошло до того, что на недавней областной конференции Партии регионов “аксакал” украинской политики, директор шахты имени Засядько Ефим Звягильский с места бросил реплику, адрессованную партийному руководству: “Воровать надо меньше!”.
Сознательно или нет, но и “реформы” Януковича больнее всего ударили именно по Донбассу. Например, самые громкие скандалы вокруг массового закрытия «некомплектных» школ (украинская «реформа образования» в точности повторяет российскую – прим. ред.) вспыхнули именно здесь, в Донецкой области. Причем, в русскоязычном, как принято считать, регионе, родители яростно отстаивали сохранение учебных учреждений, в которых преподавание полностью ведется на украинском. И в некоторых случаях им это удалось.
Для многих жителей Донецкой области в сложившейся ситуации наиболее удобным способом выражения своего отношения к земляку-президенту будет игнорирование выборов как таковых. Ну а предположить, насколько затянется и во что выльется процесс выяснения отношений между ними и Януковичем достаточно сложно.
Уже понятно, что во время выборов власть будет призывать людей голосовать «по нутру», «за своих», и пугать националистами. К тому же, есть ощущение, что в области контролируется абсолютно все, а простые граждане беспомощны, запуганы и не организованы. Можно даже сказать сильнее – раздавлены.
И все будет зависеть от того, как скоро в них проснется чувство собственного достоинства. Ведь, в конце-концов, памятные забастовки шахтеров в СССР, прошедшие в 1989 году, которые пошатнули систему, тоже не успели забыться.
Евгений Булавка