Posted 30 мая 2013, 06:00
Published 30 мая 2013, 06:00
Modified 31 марта, 18:55
Updated 31 марта, 18:55
Ингушская общественность намерена добиваться отставки нынешнего руководителя республики Юнус-Бека Евкурова. Правда, для начала не согласным с курсом Евкурова политикам и общественным деятелям предстоит убедить федеральные власти в необходимости отказа от отмены прямых выборов в этой северокавказской республике. О таком намерении они заявили в среду на встрече с журналистами в московском пресс-центре «Росбалта».
Похоже, Юнус-Бек Евкуров окончательно утвердился во мнении, что Ингушетии не нужны прямые президентские выборы. Евкуров испугался, что проиграет выборы, и «в ручном режиме» отменил право граждан избирать свою власть, полагают его оппоненты. Нынешний глава этой северокавказской республики человек военный, и вряд ли стоило ожидать от него другой реакции. Однако проблема состоит в том, что именно от власти военных, не имеющих достаточных профессиональных навыков, чтобы управлять экономикой, и устали местные жители, - отмечали участники пресс-конференции. Они разочарованы в действиях нынешнего руководства, не сумевшего ни побороть коррупцию, ни создать предпосылки для экономического роста и улучшения жизни людей. Ингушская общественность намерена добиваться пересмотра вопроса о выборах главы республики и с этой целью планирует провести в Москве съезд ингушского народа, на который собрать 300-500 его представителей со всех регионов России.
«Люди устали от военных руководителей, они думают о других ценностях», - подчеркнул представитель московской общины ингушей Дауд Хучиев. Он напомнил, что в Ингушетии боевиков нет, за исключением тех, которые заходят в местные леса с сопредельных территорий. «Все они (ингушские власти) отправляются воевать с боевиками, а вопросы строительства, решения социальных проблем, борьбы с коррупцией только декларируются, потому что решить их они не способны», - сообщил он. Хучиев согласился со словами Путина, назвавшего Евкурова «настоящим русским офицером», но посетовал, что тот оторван от своего народа.
За последние 5 лет в республике не произошло никаких позитивных изменений, отметил председатель Кавказского Совета по взаимодействию органов исполнительной власти и общественных организаций Илес Татиев. «За 5 лет, когда был кредит доверия, беспрецедентная поддержка федеральной власти, можно было вывести республику на качественно новый уровень, этого не сделано. Государство было обворовано на крупные суммы», - подчеркнул он, оценив размеры коррупции в республике за 5 лет в 20 млрд рублей. Для маленькой Ингушетии это гигантская сумма. Ее годовой бюджет составляет 11 млрд.
В качестве примера сомнительных решений власти он привел строительство в республике мукомольного предприятия, которое широко пропагандируется нынешней администрацией как одно из достижений. «Нужен ли опреснительный завод в пустыне? Это объект по отмыванию денег. Такой же завод находится в Назрани, но он не работает, потому что нет сырья для переработки». Также, напомнил Татиев, в республике построена горнолыжная трасса, но для нее просто нет снега. «Будем кататься на велосипедах», - напомнил он о словах самого Евкурова, который именно таким образом предлагал использовать горнолыжный объект в одном из своих интервью.
Ранний Евкуров, подчеркнул член Всеингушского гражданского Совета Дауд Гаракоев, своим лозунгом провозгласил борьбу с коррупцией. «Но сейчас мы видим, что это была не борьба, а возглавление этого порочного явления», - заявил он, добавив, что нет ни одного направления экономики, которое бы не было охвачено вирусом коррупции. «Даже простенькую справку невозможно получить без мзды», - подчеркнул он. По его данным, в республике падают все основные экономические показатели, включая индекс промышленного производства, поголовье скота, закрыта нефтепереработка, хотя в республике есть нефть и она достаточно высокого качества. «У нас есть нефть, но почему-то в Ингушетии она стала нерентабельной», - удивился Татиев. Многие работники местного нефтеперерабатывающего предприятия попали под сокращения. А ведь в республике самый высокий уровень безработицы в России — 46%, по данным Росстата. По мнению ингушской общественности, реальный уровень безработицы еще выше — 75%. К тому же, сообщили участники пресс-конференции, ингушам приходится постоянно жить под прессингом силовых структур. «Ингуши уже свыклись с тем, что людей убивают», - посетовал Сараджин Султыгов, член Координационного совета Неправительственных организаций Республики Ингушетия.
Когда Евкуров пришел власти, в республике был громкий коррупционный скандал, связанный с ЖКХ, вспоминает Татиев. Некоторые фигуранты того дела до сих пор находятся в бегах. «В Ингушетии много льготников. Проходит два года, и мы узнаем, что Минфин РФ продолжает начислять деньги ЖКХ, а эти средства по указанию министра финансов Ингушетии из ЖКХ наличными возвращаются в частные фонды, а те переправляют частным фирмам. Заведены уголовные дела на директоров ЖКХ, где те говорят, что действовали по указанию чиновников», - сообщил Татиев.
На пресс-конференции оппозиционеры приводили и примеры того, как Евкуров своими резолюциями отменяет решение судов. «Скоро он и медицинские заключения будет пересматривать», - пошутил один из участников.
Не случайно на встрече с журналистами представители оппозиции и общественных организаций Ингушетии высказали мнение, что глава республики отменил выборы потому, что народ за него просто не проголосует. Руководитель инициативной группы «За прямые выборы» Яков Местоев подверг критике все аргументы, которые выдвигались в оправдание отмены выборов. «Ни одного состоятельного аргумента у противников прямых выборов нет. Никакой плохой ситуации, которая бы мешала выборам, не существует. Сегодня, прописавшись в Москве, я получу больше прав, чем на своей малой родине», - подчеркнул он. Отвергли выступающие и предположение, что отмена выборов может быть связана с угрозой развития радикальных религиозных течений в республике. «Ингушское общество — светское, ваххабизм у нас не прижился», - подчеркнул Татиев.
Дауд Хучиев добавил, что право народа самостоятельно выбирать своего президента закреплено Конституцией. К тому же, по его словам, Ингушетия лишена тех проблем, которые характерны для соседних республик, в частности Дагестана, где живет много национальностей. «Ингушетия, в основном, мононациональна. Нигде не может быть более единого волеизъявления, чем в Ингушетии. Поэтому мы считаем, что в какой-то степени мы оскорблены собственным парламентом и руководством», - подчеркнул Дауд Хучиев.
Впрочем, в резолюции, которую организаторы московского съезда ингушей готовят по его итогам и которая должна лечь на стол Владимиру Путину, возвращение прямых выборов главы республики является не главным вопросом. Ингушская оппозиция намерена обратиться к федеральному центру, чтобы донести до него, что в республике далеко не все так гладко, как докладывает нынешнее руководство. «Нам бы хотелось, чтобы на федеральном уровне была создана комиссия с определенными полномочиями, которой мы бы все изложили», - отметил Сараджин Султыгов.
Сергей Воеводин